Как я учила английский (моя история). Часть 2: Институт

студенты

Здравствуйте, друзья. В этой статье я поделюсь своим личным опытом изучения английского с нуля. Вторая часть посвящена изучению английского в ВУЗе.

Первая часть статьи здесь.

К окончанию старших классов школы меня, еще не определившегося в жизни подростка, стали донимать вопросом – где я хочу учиться и кем стать. Может, в 16 лет кто-то и знает, чего он хочет от жизни. Я же не имела ни малейшего представления. И так как моя мама когда-то хотела стать учительницей, она предложила мне поступить в педагогический институт на учителя английского языка. На бюджет в ВУЗ меня не взяли, так что пришлось идти на контракт. Вступительными экзаменами были математика, диктант и английский язык. Непонятно только, при чем здесь математика? Особенно, если учесть, что поступала я на специальность «Учитель английского языка и учитель начальных классов» (была тогда такая двойная специальность). Экзамены для меня сложились не очень хорошо. Будь я уверенней, я бы настояла на желаемых оценках. А если бы я знала, какой уровень знаний у тех, кому поставили пятерки, то потребовала бы, чтоб мне поставили шестерки, а всех остальных переэкзаменовали. Но то, что я поступила на контракт, имело и свои плюсы: это дало мне возможность не отрабатывать потом 3 года в школе.

В общем, вступительный английский экзамен был суровым, требовался крепкий intermediate  уровень. Но если, как говорят немцы, поступать «с витамином С» (то есть, со связями), то можно было и с нулевыми знаниями получить 5. Это стало очевидно, когда я посмотрела, какой реальный уровень знаний у наших «отличников». Многие не то, что не владели средним уровнем, они и английским алфавитом не вполне владели. Было обидно от несправедливости. Следующим шоком была программа, по которой нам предложили заниматься. Это была «экспериментальная» методика. В общем, экспериментировали на нас. Мы начинали с алфавита, потом читали простенькие слова, понемногу вводили простенькую грамматику. Короче, самый-самый английский с нуля. Зачем мы сдавали довольно сложный вступительный экзамен, для меня осталось загадкой.

По уровню знаний всех наших студентов можно было разделить на 3 категории:
— те, кто совсем ничего не знают
— те, кто что-то знают
— те, кто владеют нормальным для школы уровнем английского.

Я и еще пара девочек относились к последней категории. Но большинство были в первой. Большинство! И так, как в стране демократия, мы начали учиться с нуля. Нас разделили на 2 группы, но не по уровню знаний, а по желанию. Через пару месяцев наша учительница сжалилась над нами и начала давать для «сильных» девочек дополнительные задания. Если б не это, я бы с нашей «экспериментальной» методикой деградировала, потому что почти все занятия сводились к зубрежке слов и переводу их с русского на английский за определенное время. Еще через пару месяцев вольготная студенческая жизнь взыграла в наших жилах, и многие просто перестали ходить на пары. Нас, ходящих на пары, осталось четверо. Так как трое были сильными, то решено было взять нормальный учебник, грамматику и какую-то книгу в оригинале.

Занятия наконец-то стали мне нравиться. И я реально начала учиться. Читать в оригинале мне понравилось (мы читали Гарри Поттера). К тому моменту наступили 2000-е, интернет стал быстрым, и легко было искать дополнительные материалы на английском. Вот тут и началось мое настоящее обучение. Я занималась в свое удовольствие, смотрела фильмы в оригинале, читала книги, работала над своим произношением. Мне это настолько нравилось, что я тратила на тренировку английского пару часов ежедневно. А речь можно было практиковать и на уроках.

Потом нам поменяли учителя. Новая преподаватель была строгая, но сильная. Она закончила МГУ, и у нее был отличный английский. Она требовала с нас. Наверное, именно это и было нам нужно. У учительницы было много хороших книг, особенно, по грамматике, так что она постоянно заваливала нас упражнениями. К сожалению, она с некоторыми «не сошлась характерам», к пятому курсу на пары ходило максимум 2 человека (я и еще кто-то). В общем, вы уже поняли, что никто не хотел учиться, все хотели циферки в зачетке.

А еще наша кафедра (начальных классов) не дружила с кафедрой английского языка, и нам все время пытались урезать количество часов английского, и не давали аудиторию. Так что часто минут по 20-30 пары уходило на поиск свободной аудитории. Я-то думала, что мое обучение в институте – это будет постоянная практика с иностранцами, какие-то международные конференции, самые новые учебники и передовые методики. Святая наивность! Но зато мне очень запомнилось, как мы слоняемся из аудитории в аудиторию с вопросом: «Здесь не занято?» А еще, была же наша «экспериментальная» методика, после которой я почти забыла все, что знала до этого.

На 4-м курсе добавили такие предметы, как грамматика английского, страноведение, литература и фонетика. Фонетика была толковой, преподаватель был строгий, и требовал с нас, лодырей, работы. Но зато у него было действительно хорошее произношение. По грамматике был очень странный дяденька, который любил поговорить о своей не сложившейся жизни. По литературе была веселая тетенька, которая говорила об английском языке так: «Девочки, представьте, что английский – это мужчина. Вы должны любить английский, как мужчину!» Кстати, что-то в этом действительно есть))) Почти всегда она отсутствовала на парах, потому что у нее были важные дела. По страноведению учительница была требовательной, но меня освободили от посещения пар на втором занятии (наверное, слишком много знала). Жаль, я ведь хотела учиться!

На пятом курсе был выпускной экзамен. Он включал в себя разговорную тему, грамматику, чтение текста и сочинение. Даже можно было пользоваться словарем! Если честно, наш школьный экзамен был серьезней. Помню, когда я пошла отвечать тему, я разошлась от радости по поводу того, что меня слушают и можно поболтать на английском! Говорила, наверное минут 10. А при объявлении результатов меня особо отметили. Приятно, конечно. Но ведь хочется быть не лучшей из худших, а хотя бы средней из лучших.

Если вы спросите, довольна ли я осталась своим обучением в вузе, я скажу, что, конечно, разочарована. То, что я знала, я собирала по крупицам. Я сама подходила к преподавателям с вопросами. Бывало, что я единственная приходила на занятия. Я много занималась самостоятельно. Школа дала мне хорошую базу, которую должны были значительно расширить в вузе. И когда я поняла, что никому мы со своим английским не нужны, я стала работать над английским самостоятельно. Хочется сказать студентам, которые будут читать этот рассказ: возможно, у вас в институте все сложится не так мрачно, но не стоит тешить себя иллюзиями. Вы будете знать столько, сколько выучите сами. Никто не будет из кожи вон лезть, чтоб чему-то вас научить. Ваш английский – это ваш труд и ваша личная работа. 

Первая часть: Школа
http://ok-english.ru/kak-ya-uchila-angliyskiy-moya-istoriya-chast-1-shkola/

Елена Викторовна

Меня зовут Елена Викторовна Вогнистая, и я преподаю английский более 10 лет. Я работала с учениками разных возрастов, индивидуально и в группе. Я рада поделиться знаниями и опытом с вами. Наши проекты: ok-english.ru (500+ статей и уроков по английскому); ok-tests.ru(1000+ тестов по всей грамматике английского); Youtube КАНАЛ OK English (600+ видео уроков по английскому); Группа VK, Группа Facebook

Предыдущая статья раздела
Следующая статья раздела

2 комментария

  1. Спасибо за интереснейший рассказ)

    Ответить
    • Надеюсь, он покажет вам, что не всегда учеба проходит гладко. Вроде, и условия были подходящими. Но знани все равно приходилось добывать самой

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *