Об авторе

Елена Вогнистая: Как я стала «народной учительницей» английского языка

Меня часто спрашивают, где я выучила английский, как долго я жила в Америке, чтобы научиться говорить на английском. Открою вам тайну – я никогда не была в Америке. Английский я выучила, перепробовав на себе, наверное, все неэффективные методики, какие только существуют в мире. А теперь обо всем по порядку. Но предварительно запаситесь попкорном, так как рассказ будет объемным.

Мой путь к знаниям: «Через тернии к звездам»

Я начала учить английский с первого класса школы. Я поступила в специализированную школу, где английский был 5 раз в неделю.  Это было хорошее начало.

Работали мы в небольших группах по 8-10 человек. Мы много зубрили: всё время новые слова, постоянно какие-то правила. Английский шел туго. Слова я быстро забывала, а грамматическую тетрадь за меня вела мама. Нагрузка была серьезная. Но, к сожалению, этого было недостаточно, чтоб я смогла свободно заговорить на английском (или хоть как-то заговорить).

Может быть, у меня не было склонности к изучению языков?

Я училась в 90-х годах, и начальная школа как раз пришлась на развал СССР. Вокруг был бардак, а моя страна, «союз нерушимый республик свободных», перестала существовать. Но нас так просто не сломать, и даже в мясорубке 90-х жизнь продолжалась. Когда я думаю о тех временах, то понимаю, насколько ученик нынче привередливый. То методика не та, то учитель не так объясняет, то учебник не такой. Как вам вариант – учиться вообще без учебников?!

Без учебников, без аудио записей от дикторов, без интернета, без фильмов на английском, без языковой среды! Именно в таких условиях я постигала основы английского языка. И да, это было очень далеко от эффективной учебы. Конкурировать в рейтинге «антиэффективности» такая учеба может только с наспех «сколоченной» системой дистанционного образования в 2020 году.

Всё, что у нас было — это потрепанные физически и морально советские книги и учителя, которым по несколько месяцев не платили зарплату.

Нередко мы занимались по ксерокопированным книгам. Помните ксероксы в 90-х? Черные страницы, залитые чернилами — ничего не разобрать! У нас были книги, сшитые из ксероксов — это нечто громоздкое и мрачное, с черно-белыми картинками. Ксерокс был только с одной стороны, поэтому эти книги были еще и очень толстые.

От скуки на уроках я раскрашивала картинки в черно-белых учебниках, чтобы сделать английски хоть немного ярче…

В то время я всерьез подумывала о том, чтобы стать художником, и даже закончила художественную школу (это один из акварельных натюрмортов, который я рисовала в «художке»).

В третьем классе меня перевели в другую английскую группу. Учителя нас периодически тасовали. Система была следующая: 1 группа – это сильные ученики, 2 группа – средние, 3 группа – слабые. В зависимости от успехов, учеников переводили то туда, то сюда. Так как во втором классе я сделала рывок и вытянула английский на «отлично», меня перевели в сильную группу, где я сразу же съехала на тройки.

Оказывается, там уже давно прошли Past Continuous, Present Perfect, инфинитивы и герундии. Персонально мне их никто не объяснял. Так что весь год я списывала контрольные и диктанты у соседки по парте. Ну а в следующем году меня опять перевели в среднюю группу.

Первый экзамен

В шестом классе наши школьные «англичанки», совершенно фанатично любящие английский, решили устроить экзамен в конце года. На экзамен нужно было подготовить 20 устных разговорных тем (топиков). Также было задание на чтение и понимание текста, составление вопросов и грамматическое задание. На самом деле, очень неплохой экзамен. Почти что IELTS.

Сказать, что это было сложно – не сказать ничего. Я зубрила топики каждую свободную минуту, так, что они начали мне сниться по ночам. Мне не хотелось ударить в грязь лицом и провалить свой первый в жизни экзамен. Что скажут родители? А учителя? Как сейчас помню, я отлично выучила все топики, только один мне не давался. Я так сильно не хотела, чтоб он мне попался, что именно он мне и попался! Тогда я еще не понимала, что «вселенная не знает слова НЕТ». Но мне все равно поставили пятерку. Ура!

К 8му классу положение в моем английском улучшилось. Пару раз надо мной нависала тройка, но понемногу я закрепилась на четверке, а потом мне начали ставить и пятерки. Но до знания английского в совершенстве было еще очень далеко.

Случай на корабле

Я живу в портовом городе. Однажды к нам прибыл огромный американский военный корабль на учения. Моряки охотно проводили экскурсии для всех желающих. Представляете, корабль был таким огромным, что занял, наверное, половину порта. На нем была даже взлетная полоса. Моряки были приветливые. Но они все говорили на английском.

На экскурсию я ходила с папой. Моряк что-то рассказывал, а папа говорил, мол, давай, переводи, ты же уже столько лет учишь английский. А я не понимала ни слова, и от позора готова была провалиться сквозь землю. Моряк-экскурсовод что-то спросил меня на английском, а я совершенно ничего не разобрала, будто мои уши перестали слышать. Позор-позор!

Откуда мне было знать тогда, что грамматика и словарные диктанты не тренируют навык понимания английского на слух?! А умение читать транскрипцию слов не гарантирует, что ты узнаешь эти слова в потоке речи. В тот момент мне было невдомек, что разные навыки английского нужно тренировать отдельно. Если ты занимаешься грамматикой, то тренируешь только ее, и в этот момент ты не развиваешь понимание на слух или навык говорения. Сейчас я, как опытный учитель, это знаю. Неужели наши школьные учителя не знали?

Знаете, я их не виню. Ведь они были учителями советской системы, которая не предполагала, что советскому гражданину нужно в совершенстве владеть языком вражеской страны. Но зачем тогда английский учили в школе? (это риторический вопрос).

К середине 90-х наши учителя вышли на каналы доставки учебников из Англии. Учебники были очень-очень дорогими. В те времена 20-30 долларов за книгу – это было дорого. Средняя зарплата на тот момент была 30-40$. Представьте, если бы ваш учитель сказал, что нужно обязательно купить учебник за 500$. Ну как, купили бы? А мы покупали. Раз надо, значит, надо. С годами мы накупили столько книг, что и половины не проработали.

Говорят, в жизни нужно прочитать всего 1 книгу…

Нужно прочитать ту самую, правильную книгу, которая поможет найти себя. Но чтобы отыскать эту книгу, нужно перечитать тысячи книг. Так вот, во всем этом «макулатурном рае» из учебников и самоучителей было 2 толковые книги, которые стали для меня «Библией» английского языка.

Для меня это англоязычный толковый словарь Oxford и грамматика Murphy (тот самый красный и синий Мерфи). Я люблю работать по Murphy даже сейчас, когда выбор книг огромен, ведь Мерфи не потерял своей актуальности.

Я не могу передать словами, какое влияние на меня оказал учебник Мерфи. Если бы не он, никогда бы мне не разложить английский на понятную и простую систему, по которой я обучаю всех своих учеников. А еще, я впервые видела такой качественный учебник — до этого мне попадались либо старые советские учебники, либо книги, сшитые из ксерокопий.

Прощай, школа! Здравствуй, универ.

Из-за постоянной вовлеченности в английский язык, постепенно в моей голове начало что-то проясняться. Я даже вышла на «отлично» в выпускном классе. Но, господи, на это ушло десять лет! И теперь я знаю, что весь этот путь можно было пройти намного-намного быстрее.

Может быть, это меня и коробит – я до сих пор чувствую, что должна сделать все, что в моих силах, чтобы сократить путь моих учеников к свободному английскому. Не стоит тратить жизнь на неэффективную учебу и наступать на одни и те же грабли! Если посчитать количество часов английского за школьные годы, то выйдет порядка 6000 часов. За это время любой человек овладевает иностранным языком на хорошем уровне.

Немного математики. Если в среднем ребенок общается 5 часов в день, то за год он тратит 1825 часов на тренировки языковых навыков. Значит, я должна бы говорить не хуже американского или британского пятилетки. Но мой английский на момент окончания школы имел массу проблем: произношение, проблемы с пониманием грамматики, слишком низкий уровень для чтения неадаптированной литературы, понимание на слух почти на нуле, свободная речь только в мечтах.

Со всеми этими проблемами мне предстояло бороться в университете, куда я поступила на специальность «преподаватель английского языка». Быть может, я не стала бы учителем, но моя мама когда-то хотела быть учительницей, и она предложила мне поступить в педагогический университет.

Вступительными экзаменами были математика, диктант и английский язык. Непонятно, при чем здесь математика? Особенно, если учесть, что поступала я на специальность «Учитель английского языка и учитель начальных классов» (это двойная специальность, через которую было легче «прорваться» на иняз).

Экзамены для меня сложились не очень хорошо. Меня, что называется, «завалили». Будь я уверенней в себе, я бы настояла на желаемых оценках. А если бы знала, какой уровень знаний у тех, кому поставили пятерки, то потребовала бы, чтоб мне поставили шестерки (даже с учетом моего слабенького pre-intermediate).

Как говорят немцы, многие поступали «с витамином С» (то есть, со связями или с деньгами). Это стало очевидно, когда я оценила реальный уровень знаний у наших «отличников». Многие не то, что не владели средним уровнем, они и английским алфавитом не вполне владели.

«Экспериментальная методика»

Нам очень «повезло» попасть на «экспериментальную» методику. Мне в жизни «везет» попадать на всякого рода «эксперименты» и «эпохи перемен». Мы, сдававшие при поступлении экзамен на intermediate level, на первом курсе начали учить алфавит (!). Алфавит, #*!/#! Нас «учили» читать простенькие слова и разбирать простенькую грамматику. Зачем мою психику терзали на вступительном экзамене, так и осталось загадкой.

По уровню знаний наших студентов можно было разделить на 3 категории:
— те, кто совсем ничего не знают, полный beginner
— те, кто что-то знают (elementary)
— те, кто владеют после школы условно-нормальным уровнем английского (примерно low-intermediate).

Я и еще пара девочек относились к последней категории. Но большинство были в первой. Большинство! Нас разделили на 2 группы, но не по уровню знаний, а по желанию. Учиться было скучно. К счастью, через пару месяцев наша учительница сжалилась, и стала давать для «сильных» девочек дополнительные задания.

Если бы не это, я бы с нашей «экспериментальной» методикой деградировала — почти все занятия сводились к зубрежке слов и переводу их с русского на английский за определенное время.

Еще через пару месяцев молодость взыграла в наших жилах, и многие «забили» на пары. Нас, ходящих на английские пары, осталось четверо. Так как трое были сильными, то решено было взять нормальный учебник, грамматику и книгу в оригинале. Занятия наконец-то стали мне нравиться!

Начало настоящего обучения

На дворе было начало 2000-х, интернет начал ускоряться, и теперь легко было искать дополнительные материалы на английском. И понеслось…

Я стала смотреть фильмы в оригинале, читала английские книги, работала над произношением. Мне это настолько нравилось, что я тратила на тренировку английского пару часов ежедневно. Я зазубрила любимые фильмы и мультфильмы наизусть. А speaking тренировала на уроках.

Самостоятельная работа, основанная на интересе, подкрепленная поддержкой наставника – вот секрет идеальной среды для учебы и самосовершенствования! Успех зависит не только от методики или учителя. Очень важно, чтобы ученики «горели» желанием научиться. А я просто-таки полыхала!

Почему людям так нравится «казаться», а не «быть»?

На втором курсе наша преподаватель ушла в декрет. Новая учительница была строгая, но сильная. Она закончила МГУ, и у нее был отличный английский. До сих пор не понимаю, как она оказалась в нашем захудалом институте. Для меня это был подарок свыше, но кроме меня никто этот подарок не оценил.

У учительницы было много хороших книг, особенно, по грамматике, так что она постоянно заваливала нас крутыми упражнениями. Но она была, скажем так, непростым человеком, и с некоторыми она «не сошлась характерам». К пятому курсу на пары ходило максимум 2 человека (я и еще кто-то). А чаще я приходила одна. Видимо, никому больше не нужен был английский. Все хотели циферки в зачетке. Все хотели «казаться» умными, но не хотели напрягаться.

Снова о «терниях»

Даже несмотря на наличие великолепного учителя, к знаниям все равно нужно было пробиваться. Кафедра начальных классов, за которой мы были закреплены, «не дружила» с кафедрой английского языка. Нам все время пытались урезать количество часов английского и не давали аудиторию. Бывало, что полпары уходило на поиск свободной аудитории. Драгоценные полпары – на скитание по холодным пустым коридорам!

Когда я поступала в институт, фантазия рисовала мне красивые просторные аудитории, построенные в стиле амфитеатра, с деревянными панелями на стенах и картинами великих ученых и мыслителей. В середине аудитории непременно должен был стоять матерый профессор, а за ним – огромная доска метров 5 в высоту. Вся аудитория должна быть заполнена студентами с горящими от жажды знаний глазами. Я предвкушала визиты иностранных делегаций, много практики с американскими и британскими студентами, международные конференции, самые новые учебники и передовые методики.

Но мне запомнилось лишь то, как мы слонялись из аудитории в аудиторию с вопросом: «Здесь не занято?» И, конечно, незабываемая «экспериментальная» методика. Epic fail…

Почти бакалавр

На 4-м курсе добавили такие предметы, как грамматика английского языка, страноведение, литература и фонетика. Фонетика была толковой. Преподаватель требовал с нас, и у него было очень хорошее произношение. Увы, курс длился всего 20 пар (теория и практика). Так что фонетику, по понятным причинам, нам поставить не удалось. По грамматике был очень странный дяденька, который любил поговорить о своей не сложившейся жизни. Уже на первой паре я поняла, что могу спокойно становиться вместо него преподавать грамматику.

Приписка к фото: Мы решили подшутить над нашим учителем по фонетике. И на экзамен пришли к нему, как прилежные ученицы, в белых рубашечках с бантиками. Нужно было видеть его лицо! Даже на фото видно, что, обычно строгий и суровый, он едва сдерживает смех.

По литературе была веселая тетенька, которая говорила об английском языке весьма необычно: «Девочки, представьте, что английский – это мужчина. Вы должны любить английский, как мужчину!» Кстати, что-то в этом действительно есть))) По страноведению учительница была очень даже неплохой. Я обрадовалась, что смогу у нее чему-то научиться, но меня освободили от посещения пар на втором занятии (наверное, слишком много знала).

Лучшая среди худших

На пятом курсе был выпускной экзамен. Он включал в себя разговорную тему, грамматику, чтение текста и сочинение. Можно было пользоваться словарем! Если честно, наш школьный экзамен был серьезней. Я не готовилась и даже для приличия не открывала никаких учебников. Я не понимала, что мне готовить — я и так все знаю. Помню, когда я пошла отвечать топик, я дала длинный импровизированный монолог от радости, ведь меня слушают! А при объявлении результатов меня особо отметили. Приятно, конечно. Но ведь хочется быть не лучшей среди худших, а хотя бы средней среди лучших. Зато у меня появился «красный» диплом!

Если вы спросите, довольна ли я своим обучением в вузе, я скажу, что, конечно, разочарована. То, что я узнала в ВУЗе, приходилось собирать по крупицам. Я сама подходила к преподавателям с вопросами. Нередко я единственная приходила на занятия. Такое чувство, что никому, кроме меня, учеба была не нужна. Я много занималась самостоятельно. Школа дала мне неплохую базу, которую, как я считала, должны были значительно расширить в вузе. Но вместо этого я получила крах иллюзий. Никому мы, студенты, со своим английским оказались не нужны.

Хочется сказать студентам, которые будут читать этот рассказ: возможно, у вас в институте все сложится не так мрачно, но не стоит тешить себя иллюзиями по поводу полученных знаний. Вы будете знать ровно столько, сколько захотите узнать сами. Никто не будет из кожи вон лезть, чтоб чему-то вас научить и сделать из вас профи. Профи в любом деле должен иметь, что называется, «свинцовую задницу» — сидеть и учиться, учиться, учиться …

Ваш английский – это ваш труд и ваша личная работа. Как и всё в жизни.

Welcome to the real world

Я закончила университет. И оказалось, что выпускница с красным дипломом тоже никому особо не нужна! Меня никто не ждет, никто не предлагает мне крутую, интересную и высокооплачиваемую работу. Крах иллюзий продолжался.

Каковы были мои перспективы? Я могла пойти в школу за неинтересную и печальную зарплату. Могла пойти на курсы английского (на какие-то «местечковые» курсы, где не требуется дополнительных сертификатов). Могла работать репетитором.

Репетитор – это был мой резервный вариант. Еще с первого курса я начала подрабатывать, обучая английскому детей. Удивительное дело – как только мои знакомые узнавали, что я учусь на учителя английского, мне сразу же подсовывали своих детей, чтобы я давала им уроки английского.

Я не искала, где бы получить первый опыт преподавания, опыт сам находит меня и прилипал ко мне, так что невозможно было отказаться. Мне в жизни только 1 раз довелось кому-то предъявить свой диплом. С таким же успехом я могла вообще нигде не учиться! Но теперь я знаю, что «бумажки» действительно никому не нужны, если за ними не стоят реальные знания, опыт и навыки.

Прежде чем полностью перейти в репетиторство, я попробовала себя в разных направлениях. Сначала я пошла в школу. Но школа меня «отвергла». Не буду описывать весь свой опыт работы в школе, но я в какой-то момент поняла — не моё. И дело не только не в оплате труда. Потом я попробовала себя на курсах английского в разных возрастных группах. Я работала со всеми возрастными группами — от трехлеток до подростков.

Методом проб и ошибок я установила, что мой профиль – это не дошкольники, и не начальные классы. Лучше всего у меня получалось работать с подростками и со взрослыми. Комфортней всего мне было работать индивидуально, т.е. репетитором. В какой-то момент я решила — хватит экспериментировать. И сфокусировалась только на работе репетитором.

Обратная сторона работы репетитором

Многие начинающие учителя идеализируют работу репетитора (или ее вариант – репетитор по Skype и Zoom). Но подводных камней на этом поприще очень много. Например, многие ученики без видимой причины начинают отказываться от занятий или отменяют уроки.

Я, как молодой специалист, все принимала близко к сердцу и очень переживала. Я думала, что, раз отменяются уроки, то проблема во мне. Я занималась самоедством, а самооценка сильно страдала. Откуда мне было знать, что зачастую причина отказа — ученик не ожидал, что на занятия будет уходить так много денег и времени. Или еще одна частая причина — завышенные ожидания у ученика. Он уверен, что с вами он быстренько подтянет разговорный английский за месяц. Но занятия затягиваются, результата не видно. И ученик «сливается».

Конечно, причина могла быть и в том, что я практически не владела методикой преподавания английского (нас такой мелочи, как «методология» почти не обучали. Все, что было связано с педагогикой — было для «галочки»). До всего нужно было доходить самостоятельно. Но я была большим энтузиастом и очень хотела быть хорошим репетитором.

Не стесняйся своего незнания

В ВУЗе у нас было много педпрактики, и она была разнообразной. Я никогда не стеснялась спрашивать у более опытных педагогов о том, что не понимаю и почему они делают те или иные задания на уроках. И я многому благодаря этому научилась. Также я внимательно изучала, как ученики учатся и реагируют на мои слова. Что помогает в учебе, а что мешает. Со временем начали приходить опыт и уверенность в своих силах. Но, в целом, можно сказать, что я изобретала свой собственный методический «велосипед».

Бывало, мне становилось скучно работать, хотелось все поменять и заняться чем-то совершенно другим. Не преподаванием. Но, как я однажды заметила, «работа меня не отпускает». Я решила, что это моя карма — быть учителем. Постоянно появлялись новые ученики, даже когда я их не искала. «Сарафанное» радио работало исправно.

Как в кино

Большой перерыв наступил в моей карьере, когда я вышла замуж и ушла в декрет. Расскажу вам еще один «секретный секрет». Мой муж – это мой бывший ученик. Нет, он не младше меня на 15 лет))) Он мой ровесник. Он пришел ко мне учить английский. Я честно учила его, а он честно учился.

Однажды вечером ему было по пути со мной. Мы мило провели время вне урока. Потом он снова пригласил меня погулять после занятия. Потом я заметила, что тоскую, когда долго его не вижу. Но однажды он пропал…

Он не пришел на урок. Не позвонил, не написал СМС. Не знаю, как я пережила тот день. Он написал на следующий день, что попал в больницу, ему срочно сделали сложную операцию и спасли ему жизнь. Я тотчас помчалась к нему. А дальше – всё, как в кино. Но это уже совсем другая история.

Материнство

Я вышла замуж и стала матерью. Муж и дочка стали центром моей вселенной. К репетиторству возвращаться не хотелось.

Мне хотелось проводить максимум времени с дочкой, учить ее всему. Дети так быстро растут. Сегодня малыш еще сидит в манеже и трясет погремушками. Завтра он делает первые шаги. А послезавтра – разносит квартиру в пух и прах! И всё это за каких-то пару месяцев.

Я наслаждалась каждой минутой своего материнства. Но в то же время понимала, что дочка растет и все меньше нуждается во мне. И я уже тосковала по работе. Ведь для меня важно было быть не только матерью, но и хорошим специалистом.

Background

Я разрывалась: мне хотелось и находиться дома с дочкой, и преподавать. Однажды мне пришла в голову мысль о том, что можно учить людей через интернет. Сейчас ничего революционного в этой идее нет. Каждый второй (а, может, и вообще каждый) репетитор работает по Skype или Zoom. Даже учитель вообще без опыта может легко войти в профессию и начать зарабатывать в интернете неплохие деньги. Но я хочу, чтобы вы понимали мой background.

На тот момент (начало 2010-х) ни у кого еще не было смартфонов. У считаных людей были айфоны, половина из которых — китайские подделки. YouTube тогда был малоизвестным сайтом, на который почти никто заходил. Я прочитала в какой-то статье по инфобизнесу, что любой человек, в том числе и учитель, может работать в интернете и хорошо зарабатывать. «Классная идея!» — подумала я. Но как это можно сделать, я тогда не совершенно понимала. Но очень хотела понять.

Поиск

У меня был опыт пользования интернетом. К примеру, я находила много интересных дополнительных материалов для уроков на сайтах в интернете. Я я подумала о том, что мне тоже нужно сделать сайт. Я стала искать информацию, как создавать сайты. Я подписываться на все без разбору имейл-рассылки о том, как можно сделать сайт и про зарабатывание денег в интернете.

Так, я подписалась на одну онлайн школу, где можно было пройти бесплатный курс по созданию сайта с нуля. Авторы обещали, что уже через месяц я смогу делать 500$ дохода с рекламы на сайте. И меня это очень вдохновило. С тематикой я, конечно, определилась сразу. Что я умею лучше всего? Конечно, обучать английскому языку!

У меня было достаточно свободного времени, безлимитный интернет, ноутбук и готовность учиться. В нашем потоке было где-то 1000 учеников. И к моей радости, мой сайт попал в тройку лучших на потоке. Так я получила первых 800 посетителей. На тот момент это была астрономическая цифра для меня. Мне понравилось. Захотелось еще!

У ребят, которые нас учили, был платный курс. Сейчас я понимаю, что бесплатный курс — это была «воронка», целью которой было — продать платный курс. Но мне понравилось, как все организовано. Я увидела первые результаты в новом деле. И хотя платный курс был для меня дороговат, я рискнула и купила его.

ok-english.ru

Я стала дорабатывать свой сайт ok-english.ru, который создала на курсе. В начале посетителей почти не было, хотя я регулярно писала статьи об английском языке и следовала рекомендациям из платного учебного курса. Самое главное, что я для себя поняла — мне не интересно быть вебмастером, но мне интересно писать статьи.

Сначала я писала по 3-4 статьи в неделю. Через пару месяцев энергия иссякла. И я перестала заходить на свой сайт. Около 4х месяцев я ничего не делала вообще. Однажды я зашла на сайт и обнаружила, что старые статьи начали подниматься в поиске, на сайте есть неплохой трафик (около 1000 посетителей в сутки). Значит, нужно продолжать развивать сайт. И с новыми силами я принялась за дело. Если есть люди, которые читают меня, значит, мои знания кому-то нужны!

В 2015 году мне попалась реклама тренинга по инфобизнесу по теме «Как зарабатывать на сайтах в интернете». Тренинг был «живым», и его проводили в моем городе. Конечно, я записалась на него. Тренинг оставил много впечатлений и стал для меня хорошей мотивацией. Тренер, молодой и энергичный, говорил о масштабировании и о том, что весь мир скоро будет сидеть в интернете (кстати, он оказался прав).

Найдете меня на фото?

Он говорил, что нужно обязательно развивать свой профиль в разных соцсетях, чтобы достучаться как можно до большего количества людей. После тренинга я начала развивать профиль Вконтакте, в Фейсбуке и на YouTube — самых популярных на тот момент соцсетях. Особенно меня заинтересовал YouTube.

Мне очень помог мой коллега по цеху, который на тот момент уже работал на ютубе и пол года развивал свой канал об английском языке. Он рассказал, что у него скопировали всю информацию с сайта, а потом добавили ее на другой сайт, который стал собирать очень много трафика. Было обидно. Поэтому мой коллега ушел в YouTube, ведь там сложнее копировать, особенно, когда в кадре есть лицо. Меня этот рассказ зацепил. Тем более, что и у меня регулярно крали авторские статьи.

Этот блоггер очень помог мне сделать первые шаги на YouTube и стал, что называется, моим ментором. Он рассказывал, как развивать ютуб-канал, и поддерживал меня, когда у меня вообще ничего не получалось. За что я ему очень благодарна.

Меня захватила идея создания своего видео курса на ютубе. Я стала записывать первые видео уроки. Но просмотров почти не было. Много раз было желание бросить все. Хорошо, что я этого не сделала! После первой сотни видео стало легче находиться перед камерой. На канале стала собираться аудитория.

Когда у меня появились первые 10 000 человек, я подумала: вот если бы собрать их всех в одном месте, то можно бы было заполнить целый стадион! Я представила, будто стою в середине футбольного поля, а вокруг меня на трибунах хлопают и скандируют мои зрители. И всем им нравятся мои уроки английского, ведь они подписались на мой канал. Я с гордостью рассказала об этом маме, но она покрутила у виска, сказав, что я занимаюсь ерундой. Мол, лучше бы я пошла работать в школу или открыла свои курсы английского. Не всегда близкие нас поддерживают

Откровенно говоря, кроме моего «ментора», меня почти никто не поддерживал. Более того, любое едкое слово, так же как и любой едкий комментарий могли на корню зарубить мои робкие начинания. Но я верила и верю: «Что не убьет нас, сделает нас сильнее». И продолжала переть, как танк, к своей мечте.

Я очень увлеклась ютубом, и я стала использовать свои же видео уроки в работе репетитора. Вместо того чтобы тратить время «живого» урока на объяснение темы, я говорила ученикам: «Вот ссылка на мой видео урок. Посмотри и всё поймешь.» Мои уроки оказались очень полезными для меня. Так почему бы им не оказаться полезными и другим людям, которые учат или преподают английский?

Пятилетка

Пять лет я непрерывно работала над своими видео курсами и записала больше полутора тысяч видео. Я реализовала в видео курсах огромное количество задумок и идей, которые крутились у меня в голове. Я и подумать не могла, когда начинала в далеком 2015м, что YouTube – это отличный инструмент для творческой реализации! У меня есть дочь и сын, но считаю проект OK English моим третьим ребенком.

Сейчас я веду 3 YouTube канала, несколько сайтов и групп в соцсетях. Суммарная аудитория на моих каналах – более 500 000 подписчиков. Я и мечтать о таком не могла, когда начинала. Я-то думала, что я обычный учитель, каких тысячи. Но каждый новый комментарий со словами благодарности укреплял мою веру в себя и в то, что я занимаюсь важным делом.

Я получила тысячи комментариев с «лучиками добра» от моих зрителей. Я благодарна за каждый из них. Люди пишут, что мои уроки – лучшее, что они находили на просторах ютуба. А еще мне нравится, когда люди называют меня «наша народная учительница». Этот титул дорогого стоит!

Благодаря статьям на сайте, моей работой заинтересовалось крупное издательство АСТ. Они предложили мне написать книгу по английской грамматике.

Написать свою книгу – еще одна мечта, которая стала явью

Я шла к своей мечте день за днем, не обращая внимание на неудачи и не останавливаясь. «Написать книгу для именитого издательства? — Пожалуйста!» Было страшновато, ведь это такая ответственность. Но я подумала: раз я смогла написать 500 статей на сайте, то смогу написать и книгу.

Книга «OK English! Английская грамматика для начинающих» хорошо продавалась, поэтому практически сразу мне предложили написать еще 2 книги. А потом и еще две. На данный момент продано уже более 12 000 книг. Более десяти тысяч человек посчитали мои учебники полезными и достойными внимания. Для меня, как для учителя, это высшая похвала.

В какой-то момент я подумала: «А ведь тернии привели меня к звездам!«

Не останавливаться на достигнутом

Собирая в кучу все свои достижения, я думаю, что кому-то бы это могло вскружить голову. Но после такого марш-броска я немного подустала. Мне нужен был перерыв. Нужно было не зацикливаться на достигнутом, а следить за изменениями на рынке и за новыми правилами игры.

Читая статью, вы, наверняка, заметили, что рынок, равно как и мир, изменились. Если в начале 2000-х найти фильм на английском — это была большая удача, то в начала 2020х стриминговым сервисом или учебным приложением для смартфона уже никого не удивишь. Если в начале моей карьеры на YouTube у меня почти не было конкуренции, то в 2020-х только ленивый не начал записывать обучающие видео.

На моих глазах возникла новая ниша — дистанционное образование. Вспомните, как я писала, что в 2012м году не понимала, как учителю можно зарабатывать английским в интернете. А в 2020м большинство общеобразовательных школ уже перешли на формат обучения онлайн (но я считаю это плохой затеей, которая еще аукнется через десяток лет).

Казалось бы, как маленькому человеку и блогеру выживать в инфомире, где большие корпорации всерьез взялись за передел рынка. Тем не менее, за 5 лет вокруг меня собралось комьюнити людей, которые хотят учить английский именно по моим ресурсам. Сейчас аудиторию называют «ценный актив». Но я бы не хотела называть людей, которые решили учить английский на моих ютуб каналах, сухим словом «актив».

Многие люди пишут мне искренние слова благодарности и спрашивают моего совета. Это люди из разных частей света: из Украины, России, Беларуси, Казахстана, Грузии, Европы и Америки. Люди пишут отовсюду. Кто бы мог подумать, что маленький сайт ok-english.ru, собранный энтузиасткой «на коленке», постепенно перерастет в международный проект, который включает

  • три крупных YouTube канала с суммарной аудиторией пол миллиона человек
  • Телеграм сообщество с аудиторией 11 000 человек
  • пять учебников по английскому языку, проданных в количестве более 12 000 книг
  • несколько сайтов
  • огромное количество видео уроков (более 1500 видео), статей (более 500)
  • множество методических разработок, рабочих тетрадей
  • уникальные учебные курсы

Но физически я уже не могу делать всё это одна, поэтому вокруг меня начала формироваться команда людей, которые помогают в развитии проекта OK English.

Я не буду говорить, что всё идет легко и гладко. Чем больше масштабируешься, тем больше появляется того, что ты не знаешь или не умеешь делать. Возникают форс мажоры и трудности. Люди, на которых ты рассчитываешь, могут тебя подвести. Но это та цена, которую приходится платить за то, чтобы двигаться вперед. Всего этого можно было бы не делать — просто остановиться и почивать на лаврах. И кто-то наверняка подумает: «Елена Викторовна, зачем вы так напрягаетесь? Вы сделали достаточно.» Но мне все еще кажется, что я могу еще многое привнести в методику обучения английскому языку.

Ну что, друзья, вы со мной?!

Школа английского OK English в интернете:

YouTube каналы OK English

Для связи с Еленой Вогнистой: