Здравствуйте, друзья! Уже около десяти лет я преподаю английский детям и взрослым. За это время я перепробовала много разных способов и методов преподавания английского в попытке найти «идеальный учебник» или «идеальную методику», по которой можно научить английскому любого. И, конечно же, все оказалось не так-то просто. Ведь что хорошо одному, то плохо другому. В данной статье я бы хотела затронуть такой вопрос — место грамматики на уроках английского с детьми.
Первый вывод, к которому я пришла — чем младше ученик, тем менее ему интересны правила. Если говорить о детях-дошкольниках, то там даже алфавит — это высший пилотаж. От малышей любой адекватный учитель не станет требовать многого. Но вот ребенок идет в школу, а это значит, что он подрос, и можно с ним работать так, как мы, учителя, учились сами.
Немного истории
Я училась в школе с углубленным английским. С первого класса у каждого из моих одноклассников была заведена толстая тетрадь по английской грамматике. Тетрадь-то была, но я даже примерно не представляла, что там за таблицы (эти тетради за нас, малышей, вели родители и бабушки), и находясь в начальной школе я смутно понимала, чем мы занимались с учителем на уроках английского. Но запомнилось с того периода много слов, стихов и тематических текстов (топиков), которые мы учили в течении года.
В старших классах грамматика понемногу начала проясняться. Наши учителя были фанатами своего дела, в поисках интересных учебников они ездили на педагогические выставки в другие города и страны, заказывали для нас самые передовые на тот момент книги. Уроков было много, поэтому классу к 9-му я более-менее разобралась с грамматикой. Когда я поступила в педагогический университет, выяснилось, что по сравнению с моими однокурсниками мои знания английского просто феноменальные (хотя, они были еще очень далеки от совершенства). Но отличная база помогла без труда учить новые правила и получать отличные оценки на экзаменах.
Как я начала работать
Хорошее знание грамматики — это основа основ, — повторяли мои учителя. И я, как примерная студентка, почти все свое время на уроках уделяла занятиям грамматикой. Правила-то мы выучивали, но это не слишком приближало моих учеников к свободному английскому. С другой стороны, мы не могли их не учить, потому что есть школьная программа и школьные требования, от которых я старалась не отходить. Школьная программа, по каким-то причинам, очень сильно усложнена — в 4-м классе дети уже должны знать Present Simple, Present Continuous, Past Simple и Future Simple. Причем, цель учебников — не дать понимание этих правил на практике, умение ими пользоваться, а выучить теорию. В общем, я пыталась помочь ученикам понять то, что было в их учебниках и преподавалось им на уроках.
Тип ума
Справедливости ради, нужно сказать, что ученики бывают либо логического склада ума (т.е. правила они, в целом, понимают), либо гуманитарного (они легко запоминают «куски» информации, но не любят их систематизировать, поэтому правила учатся плохо). С логиками дела шли неплохо, а с гуманитариями приходилось придумывать «упаковку» для правил, чтоб хоть как-то систематизировать то, что они знают, и дать минимум грамматических терминов. Чем младше дети, тем они больше «гуманитарии». Чем старше они становятся и дольше варятся в педагогической системе, тем они проще воспринимают правила.
Но даже если ученик и гуманитарий, правила — это скучно. За все время у меня было, наверное, около 5% учеников, которые любили разбирать правила и грамматику. Остальные либо не любили, но могли, либо не любили и не могли.
Что же делать?
Как учитель, я понимаю, что грамматика нужна (как минимум, для того, чтобы сдать школьный экзамен), но она подрывает интерес к английскому у детей. Я сократила занятия грамматикой до минимума. Но при любом удобном случае мы открываем Round Up (или любую другую грамматику), и проходим то правило, которое мы только что встретили в тексте \ стихе \ песне как минимум несколько раз.
Суть грамматики — объяснять принципы языка, а не снабжать учеников правилами, которые они помнят в теории, но не могут применить на деле. Большую часть урока я уделяю занятиям именно языком, а не объяснению того, как на нем правильно говорить. Сначала нужно научиться хоть как-то говорить и понимать услышанное, а потом уже приводить свои знания в идеальный вид. Грамматика для ученика должна быть простой и понятной, она должна объяснять то, что он уже знает.
Пример
Я хочу пройти с учеником правила использования CAN. Чтобы подготовить его, я выучу с ним пару стихов, где can используется, прочитаю пару рассказов, поиграю в игру, связанную с can. А потом перейду к правилу, которое будет не «вырванным из жизни», а логическим продолжением изучаемого материала.
Такой способ обучения более трудоемкий для учителя, потому что нужно готовить материал, но он более эффективен. Даже если вы пройдете меньше правил, чем запланировали за определенный промежуток времени, знания ученика будут надежней, и они будут основаны на практике. Чтобы вспомнить правило, ему достаточно будет вызвать в памяти стих, который вы выучили на уроке, и не нужно будет заново проходить все правило.
Желаю вам и вашим ученикам успехов на уроках! Учеба — это удовольствие, нужно помнить об этом, принимаясь за работу с детьми.
Здравствуйте,Елена! Очень нужную тему вы затронули.Действительно грамматику преподнести детям,чтобы не было скучно, очень сложно и учебники у нас не совершенны.Я на своих уроках тоже стараюсь обучить грамматике через игры,песни и стихи.Заходите ко мне на сайт http://hurrayenglish.ru у меня есть много игр по грамматике,может будет вам интересно!