Рекомендации начинающим учителям английского

Здравствуйте, дорогие друзья. Английский язык имеет огромную популярность в мире. Поэтому всегда есть потребность в учителях английского.  Но даже если человек хочет стать учителем английского и поступит в педагогический ВУЗ, это далеко не всегда является гарантией, что после окончания он будет хорошим учителем, вооруженным современными методиками преподавания английского языка. К сожалению, я убедилась в этом на своем горьком опыте.

Я считала, что в институте меня научат отличному английскому языку и вооружат самыми лучшими и эффективными методиками. Но в реальности, когда я закончила ВУЗ, я не имела почти ни малейшего понятия, как же преподавать английский. Да, я умела составлять план урока и заполнять в журнале учебный план. Но мне хотелось доводить своих учеников до результата максимально быстро. Я знала много терминов, связанны с английским языком, например, present continuous, past perfect continuous, infinitive и т.д. Но как это все объяснить ученику, и нужно ли это делать?!

В данной статье я хочу поделиться своим мнением о том, как же действительно стартовать в профессии учителя английского языка, из каких этапов должен состоять урок. А также я расскажу о некоторых выводах, к которым я пришла в результате своего многолетнего опыта. За 15 лет работы я преподавала в школе, на курсах английского, в малокомплектных группах, индивидуально, работала с детьми от 3-х лет, с подростками, со взрослыми, с мужчинами, с женщинами. Также я веду сайты и youtube каналы по английскому языку, которые объединяются в общий проект OK English.

Мои наработки основаны на практическом опыте с учениками. В основном, до всего я доходила сама, анализировала результаты учеников, свои действия, много экспериментировала. Я знаю, что это, типа, непрофессионально — «изобретать велосипед», но мой путь был именно таким, о чем я совершенно не жалею. Так как мой дух экспериментатора по итогу привел меня туда, куда я и не надеялась попасть.

На начальном этапе я смотрела, что делают другие учителя, и повторяла за ними.  Если у вас нет знакомых учителей, вы можете посмотреть, как проводят уроки учителя на youtube. Вначале можно просто копировать их манеру и методику, пока вы не выработаете свой стиль работы. «Свой стиль» — это не просто слова. У абсолютно каждого «мастера» есть свой стиль работы, своя манера. Именно благодаря такому «Х-фактору» к одному мастеру стоят очереди из клиентов, а к другом — никого.

Ваша задача, как учителя — работать эффективно, приводить к результату, учить по системе.
Методики преподавания бывают разные. Есть учителя, которые любят раздаточные материалы, но вот я их, к примеру, не люблю. Есть те, кто используют аудио и видео с носителями языка (то, к чему склоняюсь я). Западные методисты очень рекомендуют так называемую «коммуникативную» методику, на основе которой построены практически все международные курсы. Суть методики том, что ученика побуждают к диалогу, т.е. к коммуникации. И постепенно это формирует умение говорить на английском языке.

Для себя я составила следующий план работы (ключевые элементы урока).

1) Грамматика дозированно (не весь урок)

Теорию лучше давать сжато, а на домашнюю работу предлагать ученику работать с видео уроками. Найдите для себя видео, авторам которых вы доверяете. Чтобы ученик мог посмотреть урок и разъяснить для себя основные вопросы по теме.

2) Отдаем приоритет практике.

Обычно я беру грамматическое пособие и прохожу его следующим образом: часть упражнений ученик делает вслух на уроке. Мы не пишем, пусть пишет дома, но на уроке я не люблю на это тратить  время. Другую часть упражнений я задаю на дом, на следующем уроке мы их проверяем и разбираемся, в чем ошибки.

3) Чтение.

Обычно я беру какую-то книгу и читаю ее с учеником. Есть ученики, которые сами читают дома. Есть те, кто любят поработать с книгой на уроке. Важные этапы в работе с книгой:
— разобрать текст, чтобы по переводу не осталось вопросов;
— ученик еще раз читает вслух разобранный фрагмент;
— можно задавать вопросы по тексту, можно давать фрагменты текста на пересказ. Смотрите по ученику, что он будет охотнее делать.
— книги стараюсь подбирать с озвучкой, и ученики обязательно слушают дома прочитанные главы.

Не со всеми учениками книги хорошо работают, но, в целом, постепенно они дают хороший результат и помогают закрепить грамматические шаблоны и основной словарь.

4) Discussion — обсуждение.

Я качаю с интернета discussions  — список вопросов по теме – например, как на этом сайте (смотрите worksheet с вопросами). Эти вопросы мы обсуждаем с учеником вслух. Я это задание больше всего люблю, но необходимо, чтобы ученик был разговорчивый или имел хоть какой-то словарный запас. Если ученик нулевой и навыков английской речи совсем не имеет, то вопросы надо подбирать максимально простые, а на начально этапе и вовсе отказаться от discussion.

5) Контрольные работы, тесты.

Многие учителя любят контрольные, тесты, диктанты. Лично у меня к этому душа не лежит. Но проверка знаний учеников все равно должна быть. Тестовые задания для проверки того, как ученик закрепил последние темы, работают очень хорошо. В тестах мне нравится то, что их можно проводить и проверять быстро. Контрольные работы подходят, чтобы проверить, насколько глубоко ученик усвоил материал, насколько хорошо он может пользоваться английским языком. Отличие контрольных от тестов в том, что контрольные работы дают относительную свободу действий, а тесты держат ученика в определенных рамках. В тестах, в принципе, даже писать не нужно, так как все тесты основаны на выборе одного из указанных вариантов.

6) Оценки не обязательно.

Я не призываю вас вовсе отказаться от оценок. Если это работает с учеником, то можно ставить оценки. Если вы в школе, то, конечно, от оценок отказаться невозможно. С детьми оценки неплохо работают. В работе с взрослыми учениками я полностью отказалась от оценок.

7) Занимайтесь по одной серии учебных пособий.

Выберите удобное для работы учебное пособие, не скачите от книги к книге. Обычно я либо беру книгу, по которой ученик работает в школе (институте), если книга неплохая, то мы ее качественно прорабатываем. Если книга не подходит ученику (к примеру, сильно сложная или неинтересная), то берем что-то нормальное.
Я предпочитаю работать с опорой на грамматику (для этого я беру Murphy или Heinle (Practical grammar, автор Hughes), с детьми можно брать Round up. Читайте мой подробный обзор интересных учебных пособий, представленных в сериях.

Важно не ограничиваться ТОЛЬКО грамматическим пособием. Грамматика помогает собрать в систему то, что вы проходите. Именно поэтому я стараюсь подбирать для ученика книгу по чтению (подбираю по уровню) + discussions (подбираю по интересам).

Есть огромное количество комплексных учебников типа Headway. Не могу сказать, что я люблю такие учебники, в них обычно «всего по чуть-чуть» — немного словаря, немного грамматики, немного текстов. Но несомненным плюсом является то, что учебники такого плана очень яркие и качественные. В них подобрано много заданий на speaking, что поможет органично встроить блок discussion  в ваш урок. Если вы выбрали для себя, к примеру, серию Opportunities, продолжайте работать именно с ней, не берите, скажем, Cutting Edge или English File следующего по сложности уровня. Даже маркированные одним уровнем учебники из разных серий могут существенно отличаться по объему пройденного материала.

Также я люблю разучивать с учениками диалоги. Благодаря видео урокам не обязательно тратить время урока на разбор диалога:
Простые диалоги, если ученик слабый
https://www.youtube.com/playlist?list=PL1N6sf2mpE8_Hk..
Диалоги посложнее, если уже что-то умеет
https://www.youtube.com/watch?v=hTvUMGlK5kQ&list=..
Диалоги мы рассказываем на уроке вслух по ролям. Также я очень настаиваю на том, чтобы ученик самостоятельно выполнял упражнения к диалогам, которые есть в видео уроках.

Ещё я бы посоветовала начинающим учителям пройти курс TESOL или TEFL. Это подробнейшая инструкция для учителей английского языка, что следует делать, и чего стоит избегать на уроке. Там и про все педагогические методики (особенно, communicative approach), и о том, как работать с учебниками, как их адаптировать под потребности Ваших учеников. И об основных этапах плана урока, и как преподавать грамматику, чтоб не отбить у студента желание учиться. И о востребованном нынче онлайн-преподавании. Кстати, пройти курс TESOL & TEFL от британского центра тоже можно онлайн, по окончанию вы получаете сертификат. Рекомендую этот сайт, здесь самые адекватные цены на курсы. Я спросила у администрации сайта TEFL TESOL, предоставят ли они моим читателям скидку, и они утвердили, что по промо-коду “OK English” все клиенты получат 500 рублей скидки. Думаю, после прохождения такого курса Вы будет чувствовать себя намного увереннее как учитель.

Всё вышеперечисленное вместе постепенно дает результат. Ваша задача, как учителя — быть проводником в мир английского языка и, по сути, презентовать этот язык. Т.е. обеспечить хорошую атмосферу на уроке, быть nice. Запомните, вы — mentor! Ученики часто не осознают, насколько долгий им предстоит путь, пока у них начнет хоть что-то получаться в английском языке. Они думают, что 16 уроков — и английский у них в кармане! Но практика показывает, что в первый месяц занятий у большинства людей случается «срыв», и они бросают учебу, потому что, на самом деле, человек не готов был трудиться. Ваша задача — спокойно подвести ученика к тому, что на изучение языка уходят месяцы и даже годы. Что это образ жизни. Что надо практиковать его при любой возможности. Надо получать удовольствие от учебы.

И, конечно, нужно сразу выяснить, какие у ученика цели, сколько он реально готов потратить времени на учебу. Каких он ожидает результатов. Нужно обрисовать ему возможный результат при его способностях и темпе работы через определенное время.

Рекомендация молодым учителям: цените себя и свое время. Потому что вы не «девочка на побегушках». Вы профессионал (пусть и с малым или нулевым опытом работы), который знает свое дело как минимум лучше, чем ученик. Так что берите достойную плату, работайте хорошо. Если что-то не будет получаться, то ищите способ, как наладить работу.

И еще, помните, что ответственность за результат лежит на обоих участника процесса — т.е. не только на учителе, но и на ученике. Учитель учит, но и ученик учится. Без его активной работы результат будет примерно равен нулю, каким бы крутым не был учитель, и какие бы крутые и передовые методики он бы не использовал.

Если у вас есть вопросы по статье или рекомендации молодым учителям, обязательно оставляйте их в комментариях.

 

 

Предыдущая статья раздела
Следующая статья раздела

15 комментариев

  1. Большое спасибо! Статья действительно помогла! Многое из неё возьму на вооружение! Я работаю учителем только первый год, не нашел пока свою «золотую середину» подачи материала. Однако статья помогла мне с выбором ориентира для будущих уроков. Еще раз спасибо!

    Ответить
  2. Спасибо, статья прекрасная!! Все расставила по местам в голове 🙂

    Успехов Вам!

    Ответить
  3. Здравствуйте. Я обожаю английский язык. Учить слово за словом начал еще когда мне было лет 15. В дальнийшем походил на курсы три месяца, где получил грамматическую базу, после чего продолжил учить самостоятельно. Когда появился интернет, встретил друзей по переписке, американцев и многие годы практиковал с ними свой английский. Смотрел фильмы в оригинале с английскими субтитрами. Понимаю большую часть в англоязычных видеоблогах, с чтением тоже проблем нет. Еще один момент, у меня очень хорошее произношение, причем американское, так как именно североамериканское произношение мне наиболее симпатично. Сейчас мне 40 лет. Я работаю в IT сфере (не программист), но всегда думал, что возможно я мог бы добиться успехов в преподавании. Я помню, как иногда, объясняя правила английского другим людям, у меня как-будто зажигался такой интерес. Это очень приятное чувство, когда понимаешь, что являешься все же в какой-то мере экспертом в этом вопросе. Когда пытался уехать в Канаду, сдал IELTS и набрал 6.5 баллов по трем критериям, кроме чтения, которое завалил на 5.5
    Хотел бы попробовать себя в роли репетитора, но не имею опыта именно преподавания в плане методик и всего такого. Преподавать бы хотел в качестве подработки возможно. Еще смущает, что в основном почти все преподаватели – женщины. Особенно когда речь о работе с детьми, то на мужчину мне кажется вообще косо будут смотреть, с подозрением. Да я и сам бы хотел лучше со взрослыми работать.

    Ответить
    • Здравствуйте. Я прекрасно понимаю ваше чувство (зажигался огонек). На самом деле, это иллюзия, что все преподаватели женщины. Мужчин тоже много. Более того, многие хотят именно преподавателя мужчину. Поэтому, я бы сказала, это ваше конкурентное преимущество, что вы мужчина.
      Далее, по методике. Скажу вам, что сейчас, по-моему, все преподают, как хотят. Кто как может, так и объясняет. В целом, сами англоговорящие рекомендуют работать по коммуникативной методике. Это значит, в «переводе» на русский — по максимуму заставлять ученика говорить вслух. Но от этого страдает, как мне кажется, самое главное — грамматическая основа. Такая методика хороша, если ученик знает много слов и если уже есть какой-то навык говорения. Я рекомендую брать грамматику с учеником, и работать по ней. Дополнительно, подключайте книгу для чтения его уровня. Желательно, с аудио. Пусть ученик проговаривает вслух все упражнения с вами, а дома — пишет то, что проработали.
      Из книг я рекомендую те, что описаны в статье: https://ok-english.ru/kak-vyibrat-posobie-po-angliyskoy-grammatike/
      И еще важно — не поправляйте каждую ошибку. Ваша задача:
      1) сформировать грамматическую основу речи
      2) побуждать ученика к речи
      3) создать комфортные условия учебы.
      Вначале делайте так, чтоб он хоть что-то говорит. Пусть повторяет за вами. Потом, постепенно, давайте ему больше говорить. Говорить он будет, ясное дело, с ошибками. Поправляйте только тогда, когда он одну и ту же ошибку сделал 3-4 раза. Хвалите любой сдвиг и результат. Тогда ученик захочет к вам возвращаться на урок.

      Успехов!

      Ответить
  4. Здравствуйте, уважаемая Елена! Спасибо за полезную статью и нужные советы. У меня вот какой вопрос: знаете ли вы программу для обучения ангийского языка детям дошкольного возраста, до обучения буквам? Спасибо заранее!

    Ответить
    • смотрите книги по теме phonics
      Вроде, Oxford Phonics world хвалят. Там британский английский, а не американский.

      Ответить
  5. Добрый день, я только начинаю преподавать английский язык и мои ученики — взрослые люди с разным уровнем владения языка. Сложность вызывает первое занятие, так как не понимаю как и с чего лучше начать заниматься. Можете ли Вы что-то посоветовать?

    Ответить
    • у меня скоро будет готов целый курс для начинающих учителей.
      Но, если кратко. То нужно понять — чего от вас ждет ученик? Зачем он записался к вам? «Учить английский» — это расплывчатое понятие. Нужно разобраться, на каком этапе он находится, что знает. Для этого подойдет любой тест на определение уровня английского. J.sxyj? они всегда говорят одно и то же — хотим разговорный английский. При этом они не готовы учиться долго и усердно. Вам нужно сориентировать учеников на то, что «разговорный английский» — это грамматика + словарь + много тренировок + навык понимания на слух. И вы ко всему этому будете их готовить. Им обязательно нужно втолковать, как важно делать домашнее задание и заниматься самостоятельно.
      Учитель нынче — это контролер. В интернете есть всё для самостоятельной учебы. Только ученики не могут сами заниматься. Именно за этим они идут к репетитору. Чтобы он контролировал их прогресс. Без вас они забросят учебу. Как делали уже много раз. Поэтому вы будете тем человеком, который поддерживает их на пути. Тем, кто продумает их учебный план и будет отвечать на все вопросы. Короче, надо им эту мысль донести, пройти с учеником мест, чтобы понять, что он может. И уже дальше предложить учебное пособие, по которому вы будете заниматься. Не стесняйтесь предлагать смотреть уроки других учителей в ютубе. И все время объясняйте — вы контролируете прогресс ученика. Вы помогаете учиться. Вы исправляете ошибки. вы организовываете тренировку различных навыков на уроке.

      Ответить
      • Скажите, пожалуйста, где можно прослушать Ваш курс для начинающих учителей?

        Ответить
        • пока что я не записала этот курс(

          Ответить
  6. Уважаемая Елена Викторовна! Меня интересует один вопрос необходим ли словарь при преподавании английского языка. Я работаю завучем и у меня постоянный спор с учителем по этому поводу. Я настаиваю на ведении словаря так как считаю, что его использование позволят детям быстрее запоминать грамматику и формировать правильность прочтения и произношения слова. Может я не прав и требую много

    Ответить
    • Здравствуйте, Валентина.
      Словарь, конечно, на начальном этапе нужен. На уровне intermediate (среднем), в принципе, уже можно обойтись без словаря, если ученик хорошо запоминает информацию.
      Новичкам словарь очень помогает.
      Если работать с детьми (маленькими), то поначалу им словарь бесполезен. Они лучше на слух запоминают, особенно, когда одно и то же повторяется много раз.

      Ответить
  7. Спасибо за статью. Всё по делу. Полностью согласна с тем, что не стоит весь урок посвящать изучению грамматики, а в приоритете должно быть развитие устной речи (говорение). Воспользуюсь Вашими советами в работе, а так же при ведении своего сайта http://learnenglish4.ru/

    Ответить
    • Успехов в преподавании

      Ответить
    • Спасибо вам за хорошую статью, я тоже на данный момент учусь в вузе но хотела бы работать(не знала с чего начать).

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *