Зачем на самом деле вам нужен учитель? Признаки хорошего учителя

Здравствуйте, друзья!  Если вы начинаете учить новый язык с нуля, то вам рано или поздно потребуется учитель, даже если речь идет о языке, родственном вашему родному. Самостоятельное изучение языка, самодисциплина и личная инициатива – это, конечно, важно и нужно. Ведь главное, что вами, как учеником, движет – это стремление узнать что-то новое и научиться новому. Но также вам нужен человек, который бы, условно говоря, смог провести вас через тернии к свету знаний. Вам нужен человек, который понятно бы объяснил, как все это работает. Именно поэтому для многих учеников самоучитель на начальном этапе — это не выход. Особенно самоучители, в которых русскими буквами написаны «иностранные» слова.
Сейчас можно частично компенсировать отсутствие учителя, если смотреть уроки на YouTube, но и тогда вам нужен будет хороший учитель. Но кто же такой этоn «хороший учитель»?

В статье я собрала несколько признаков такого учителя.

1. Хорошая подача материала

Присмотритесь к своему учителю. Если то, что и как он говорит, не вызывает у вас дискомфорта, то это тот, кто вам нужен. Здесь мы говорим о комфорте во время учебы. Если вы напряжены, или учитель вызывает у вас напряжение – это не то, что вам нужно. Учитель не должен выжимать из вас все соки. Через пару уроков у вас начнет формироваться отторжение, даже если вам рекомендовали этого человека, как «сильного учителя».

Вам необязательно трястись над каждой ошибкой и думать: «А вдруг я чего-то не пойму…? Какой ужас! Вдруг я что-то забуду…?!». И учитель не доложен формировать у вас «страх ошибки». Во время занятий вы должны оставить все эти тревоги, просто слушать и выполнять задания. Для выявления ошибок и нужен учитель — он направит вас своей твердой рукой и мягким голосом, и поможет преодолеть трудности.

2. Умеренный темп и последовательность

Быстрый темп, непоследовательность во время занятий, например, сваливание всего грамматического материала в кучу, перескакивание между разными темами в учебнике, — это напрягает и отпугивает начинающих студентов. И хороший учитель знает это. Ничего страшного нет в том, что пару-тройку уроков вы будете проходить только спряжение глаголов, а еще пару-тройку — только настоящее время. Это не признак того, что ваш учитель плохой и не может объяснить какую-то тему за один урок.

Учитель хочет сделать со своей стороны все, чтобы вы прошли не только теорию, но и практику, то есть, чтобы вы наработали базу и могли двигаться дальше. Это критически важно на раннем этапе изучения языка.

3. Безболезненная грамматика

Многие хотели бы найти способ «безболезненно» учить грамматику английского языка. Но немногие понимают, ЧТО это подразумевает в действительности. Безболезненное изучение — это не когда вы изучаете язык за 16 часов или, Боже упаси, во сне! Безболезненное изучение — это когда учитель берет грамматическую структуру, объясняет вам, что можно сказать с ее помощью и как она «работает» в иностранном языке. Он дает вам примеры, все разъясняет, и только потом уже просит вас воспроизвести материал. Естественно, будут ошибки. Но грамотный учитель поправляет ваши огрехи ненавязчиво. Задача учителя – перевести теорию в практику. Не ознакомить вас с материалом, а научить им пользоваться. Не сформировать страх ошибки, а помочь постепенно преодолеть ошибки.

Учитель всегда впереди вас по знаниям, соответственно, он понимает, что одна и та же грамматическая структура имеет несколько функций в языке, одно и то же слово имеет несколько значений. И чтобы не перегружать ваш мозг, преподаватель вынужден на первом этапе выбирать более приоритетные варианты. А когда вы уже более менее окрепли в языке — вы перейдете к нюансам.

Бывают ученики, которые хотят «все и сразу», и просят объяснить им все правило целиком. Но они забывают, что работа учителя – НАУЧИТЬ практическому применению правила. Теорию вы можете прочитать, где угодно. Так что намеренное упрощение правил на раннем этапе — это не «заговор мирового масштаба», это делается специально, для более качественного усвоения материала.

И по этой же причине у хорошего учителя все (или наиболее важные) исключения из правил оговариваются отдельно. А не «вываливаются» на ученика тогда, когда он только знакомится с материалом.

4. Учим слова в контексте

Очень часто начинающие студенты задаются вопросами такого плана: «Как учить по 100 слов в день?» и начинают лихорадочно заучивать какие-то списки слов из интернета, чтобы «быстрее увеличить словарный запас». Естественно, что так это не работает:( Люди начинают беситься и даже бросают изучение языка.

Задача хорошего учителя – донести мысль, что слова мы берем не из каких-то «мифических» списков, а из контекста. Контекст — это ключевой элемент для любого человека, изучающего язык. Контекст – это та англоязычная информация, что окружает вас: песни, тексты, вывески, ютуб ролики, компьютерные игры. Словом, все, что показывает вам примеры использования языка – это и есть контекст.

И учитель постепенно формирует у вас идею: «Достаточно быть внимательным, брать из контекста самые популярные слова. Именно их мы запоминаем. Мы выписываем с ними предложения и составляем свои примеры. И постепенно все получится». Таким образом постепенно ваш словарный запас будет расти. Постепенно, а не рывком в темпе ста слов в день. По-другому никак. Нет, вообще никак.

Списки слов учить, конечно, можно, но это будет запоминание ради запоминания, а не изучение языка. Если вам надо что-то вызубрить на спор, то дерзайте. Но все эти слова у вас выветрятся через пару дней. Как дым несбывшихся надежд и ожиданий…

5. Накопительный эффект и контроль результата

Хороший учитель всегда заставляет вас возвращаться к уже пройденному материалу. Да-да, он никогда не оставляет старый материал без внимания в последующих уроках. Это не потому, что учитель ленивый и тянет время. Именно за счет ненавязчивого повторения материала из урока в урок новое запоминается. И домашнее задание учитель задает вам не для того, чтобы «пригрузить» вас, а чтобы этот накопительный эффект лучше работал.

Также задания учитель задает, чтобы оценить, насколько хорошо вы разобрались в новом материале. Это одна из форм контроля результата. Когда вы выполняете работу самостоятельно, то становится очевидно, где остались проблемы, что вы не усвоили. Но именно учитель сможет оценить ваш прогресс и подсказать, что делать с «белыми» пятнами.

В силу того, что знания (теоретические) сейчас достать очень легко, учитель теперь помогает научиться этим знанием пользоваться и дает вам обратную связь, насколько хорошо вы во всем разобрались. Учитель расставляет для вас «путевые» точки на пути изучение иностранного языка. Учитель помогает справиться с трудностями. Учитель вернет вас на «путь истинный», если вы запутались, не туда свернули или вовсе застопорились.

Заключение

Чтобы достичь результатов в малознакомом языке, от вас не требуется ничего, кроме следования рекомендациям хорошего учителя и вашей личной инициативы. Если под рукой нет хорошего учителя или нет денег, чтобы его нанять — ищите уроки на «YouTube», но выбирайте подходящую для вас подачу материала и длительность видео-роликов. Придерживайтесь системного подхода. Следите за тем, чтобы у вас не оставалось «белых пятен» в базовых темах (тут уж вам придется самостоятельно контролировать свой прогресс). Если вы настроены на работу и хотите изучать с помощью видео-уроков английский язык, то можете начать это делать прямо сейчас на YouTube-канале «OK English». Добро пожаловать!

Предыдущая статья раздела
Следующая статья раздела

3 комментария

  1. первая строчка 1 пункта прям в цель.

    Ответить
  2. Добрый вечер, Елена Викторовна.
    Статья интересная. Смотрю Ваши каналы и там же узнал, о вашем телеграмм канале. Класс. Подписываюсь. Считаю Вас своим учителем в прямом и переносном смысле. Спасибо за вашу работу. С уважением, Николай.

    Ответить
    • Спасибо, Николай

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *