Как заучивать английские слова? Методики, игры, советы учителям и родителям о том, как учить слова с детьми

Слова – это основа любого языка. Любой язык состоит из слов. Но не всегда удается учить их легко и просто. Есть люди, которые запоминают быстро, а есть те, кому надо повторять, зубрить, снова повторять, и все равно запоминается не все и не всегда. В статье вы найдете рекомендации и советы о том, какие способы заучивания английских слов хорошо работают, особенно, с детьми. Но эти советы можно использовать и со взрослыми учениками.

Итак, что делать, если слова пролетают мимо ученика и совсем не задерживаются в голове? Важно не винить ученика, не считать его «тупым» или «глупым». У каждого свои способности и склонности. Наша задача, как учителей – активизировать память, включить ее и настроить на запоминание информации. Конечно, скорость усвоения материала индивидуальна. Но если ученик не имеет явных интеллектуальных отклонений, то он при правильном подходе вполне может запоминать несколько новых слов во время урока.

Карточки

Этот способ стар, как мир. Мы все, когда еще сами были учениками, проходили через него. Многие родители, которые начинают учить своих малышей, интуитивно используют наглядные материалы, то есть, книжки с картинками, наборы карточек, придумывают к ним нехитрые задания. Самое простое из них: показать на изображение и назвать это каким-то словом. Потом нужно попросить повторить это слово. Далее вы многократно возвращаетесь к этим картинкам и добиваетесь того, чтобы ребенок все запомнил. С этим заданием по силам справиться абсолютно любому ребенку, даже со средними способностями.

Варианты с карточками можно расширить. Например, можно использовать игры: «Что пропало», «Что лишнее», «Мемори» и т.д. Эти игры основаны на том, что вы выкладываете рядо карточек, а потом задаете вопрос, ответом на которое будет одно какое-то слово. Можно собирать слова из букв, как пазл. Или, к примеру, соотнести написанное слово с его изображением. Можно сделать карточки «Слово – транскрипция – перевод» и регулярно их повторять. Вариантов много. Придумайте свои карточные игры. Главное — частое их использование! Проводите игры с карточками на каждом уроке, комбинируйте их. Постепенно новые слова запомнятся намертво.

«Электронные карточки»

Если вы не любите бумагу, то «цифровая вселенная» предлагает множество сервисов, которые используют тот же принцип, что с бумагой, только на электронном носителе. Одним из популярных сервисов является Quizlet. Здесь можно найти наборы карточек по разным темам, созданные учителями и энтузиастами. На сайте есть поиск. Так что, не потеряетесь. Можно пользовать бесплатной версией сайта и всем контентом. Мне нравится, что карточки удобно листать, и анимация приятная.

Более продвинутой версией является программа Anki (Анки). Она позволяет оформлять материал на карточки, добавлять к ним картинки и аудио. Программа предлагает массу заданий на отработку. Есть в виде приложения, так что на сайт заходить не обязательно. Для этой программы уже создано множество «колод» по разным темам благодаря энтузиастам. Опять же, результат нужно доводить до автоматизма, что, в общем, недалеко ушло от зубрежки. Но, согласитесь, намного веселее листать по кругу красочные карточки, чем тоскливо повторять, как мантру, одно и то же слово, глядя в учебник.

Учебники с методическими дополнениями

В среде учителей вы нередко услышите такое понятие, как УМК. УМК расшифровывается, как учебно-методический комплекс. Если по-простому, то это не только учебник, который получает ученик. Это еще и рабочие тетради, флеш-карточки, сборники с дополнительными заданиями для учителей (teacher’s book), которые можно использовать на уроке.

Часто по английскому языку в такие УМК входят аудио материалы, такие как озвученные диктором слова, сценки, диалоги, сказки, песни, скороговорки. Для детей иногда добавляют мультики. Для более старших учеников присутствуют фрагменты фильмов, интервью с носителями языка. К ним идут учебные материалы, помогающие запомнить и закрепить тему. Например, упражнения, где нужно вставить пропущенные слова или пропущенные буквы в изучаемых словах. Мы и сами все это делали, когда учили язык. Теперь пришло время пройти эти задания нашим ученикам.

Если вы проработаете хотя бы половину того, что включает в себя приличный УМК, то результат будет очень достойный. Часто доп.материалы «заточены» именно на отработку слов (как их писать и понимать на слух). Любой учебник содержит большие тематические уроки (разделы), где слова повторяются снова и снова в разных комбинациях и заданиях. В принципе, если вы не любите игры (а не все любят на уроках игры), то можно добросовестно пройти все доп-ы вместе с учеником, что приводит к стабильным крепким результатам.

Веселая зубрежка

Я уже упоминала, что зубрежка, как ни крути, необходима. Некоторые вещи нужно повторять по многу раз. Наша задача, как учителей, сделать так, чтобы ученик не заснул на уроке. Главное – не переступать ту грань, когда урок превращается в шоу. Шоу быть не должно. Но можно сделать запоминание веселым благодаря чередованию разных видов заданий. Мы, как бы, подаем «зубрежку» под «разным соусом»: игры с карточками, работа с «электронными колодами», повторение за диктором вслух. Можно показывать на карточки, слушая, что говорит диктор. Далее начинаем переходить к составлению простых предложений по карточкам, используя знакомые конструкции. Составляем истории по карточкам. Слушаем песню или историю и хлопаем в ладоши, когда слышим знакомые слова. Тут всё зависит от энтузиазма учителя и его креативности.

«Дозировка»

Мне попадалось в интернете множество курсов о том, как быстро запоминать слова сотнями. Не вижу ничего хорошего в том, чтобы зазубрить с помощью мнемо-техник списки, которые нужно постоянно повторять, тратя на это много время и сил. Мнемо-техники, как второстепенный метод, облегчающий запоминание, можно использовать, но не стоит «перегибать палку».

Если говорить об английском, то на новую тему приходится в среднем 10 новых лексических единиц. Благодаря грамотно составленному УМК это материал циклически повторяется и закрепляется. Вы можете вводить свои слова, но это должно быть органично связано с темой урока.

Было бы неплохо вести учет учёт того, какую лексику вы вводите ученику. Для этого ученик должен вести личный словарь. Если вы одновременно ведете несколько учеников с разным уровнем, то вы всегда можете заглянуть в словарь ученика и вспомнить, что он уже должен знать.

Немного про «спеллинг»

Спеллинг (spelling) – это написание слова и проговаривание его по буквам. С этим часто возникают проблемы, ведь в английском, вроде как, нет четких правил того, как должны писаться слова. Исключений очень много. Я слышала версию о том, что в английском около 40% всех корней слов подпадают под ту или иную форму исключений. Даже если эта цифра завышена, все равно исключений в английском очень много. Носители английского языка, когда учат свое правописание, не проходят правила, как это делают у нас в школе. Они зазубривают спеллинг.

С некоторыми учениками хорошо работает устный спеллинг. Просите учеников, чтобы они проговаривали слова по буквам. Не обязательно говорить буквы, как в алфавите. Можно «обозначать» особенности правописания. Помните, как мы говорили bought — /боу-г-х-т/ или «лангуаге» и «сюсюмбер», о которых много мемов. Подбирайте блоки слов, где используется один принцип, просите учеников проговаривать спеллинг вслух.

Когда ученик записывает слово и проговаривает его спеллинг, просите его подчеркнуть орфограмму другой ручкой или выделить другой ручкой несколько букв слова, в которых часто делают ошибку. Этот метод (с ручками) с детьми неплохо работает, ведь он привязан к дополнительному физическому действию, что помогает лучше запомнить.

Еще больше о словаре вы можете узнать из моей предыдущей статьи «Как учить английские слова? Как пополнять английский словарь?!»

 

Предыдущая статья раздела
Следующая статья раздела

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *