Очень часто к учителю по английскому приходит ученик с запросом «Мне не нужна грамматика, я хочу быстро подтянуть разговорный английский» . В основном, это ученики с начальным уровнем знаний, подростки или взрослые. Помимо того, что они хотят заниматься без грамматики, они обычно попросят одного и того же — подтянуть их разговорный английский за пару месяцев. Хотелось бы сразу сказать, что ни один профессионал не станет обещать вам невыполнимое. Разговорный навык — это довольно непростой процесс, на который уходит немало времени. Да, в рекламе типа «Разговорный английский за месяц» все звучит круто и привлекательно. Но на то она и реклама. Реклама продает вам то, чего вы желаете. Она продает вам мечты и эмоции. А многие желали бы заговорить на английском совсем без усилий.
Если абстрагироваться от несбыточного и фантастического, то вот что мы имеем в сухом остатке. Разговорный язык — это, что называется, высший пилотаж при изучении языка. Даже маленькие дети, которые «учат язык в среде без грамматики» и на которых так любят ссылаться маркетологи, сначала учатся понимать. И лишь потом они начинают говорить. То есть как минимум, для достижения разговорного навыка нужно пройти две стадии: сначала научиться слушать, потом научиться объясняться.
На это уходит много времени, не менее года. Но, справедливости ради, дети от природы обладают таким высоким уровнем обучаемости, что могут и за пол года совершить внушительный рывок в изучении языка. Но даже ребенок, который понемногу заговорил на иностранном языке, продолжает еще много лет работать над дикцией и качеством речи, куда входит как грамматика, так и словарь. Сравните речь пятилетки и десятилетки и подумайте о том, какая за эти пять лет была проведена работа над языком.
Подсчет и реальные цифры для сторонников «учить английский, как дети»
Если сделать примерный подсчет, сколько же времени тратит ребенок на обучение в естественной среде, то получим:
- Минимум 2 года уходит, чтобы ребенок начал понимать взрослых (говорить еще не умеет). Пусть это будет 5 часов слушанья живой речи в день в среднем. Итого 2 * 365 дней по 5 часов слушанья = 7300 часов.
- А если добавить еще хотя бы год сверху, который уходит на то, чтобы детский лепет приобрел связность (но не качество)? Пусть ребенок говорит по 2 часа в день в среднем, имеем 365*2=730 часов активной разговорной практики.
- При этом с ним постоянно находится благожелательно настроенный наставник (родитель), и ребенок продолжает слушать речь по те же 5 часов в день, т.е. еще уходит 365*5 часов = 1825 часов дополнительно.
Подведем промежуточный итог. От ребенка требуется потратить около 10 000 (десять тысяч) часов в языковой среде с носителем языка рядом, чтобы начать более-менее понимать речь и что-то говорить (на уровне трехлетнего ребенка). Кто из вас, взрослые, готов тратить 10 000 часов на «естественный подход» в изучении языка? Думаю, ответ очевиден. Но все же сторонников этого подхода очень много.
Жизнь без фонетики…
Фонетика — это правильное произнесение звуков и интонация. Без фонетики ни ваше говорение не поймут, ни вы не будете понимать англоязычную речь. Дети интуитивно впитывают фонетику языка, что позволяет им в будущем говорить без акцента, даже если это второй язык. Как так выходит? Дело в гибких вязках и в супер навыке повторять до тех пор, пока не получится идеально точно. Вспомните, как вы в детстве могли повторять считалку или петь одну и ту же песенку сутками. На самом деле, в этот момент вы отрабатывали и грамматику, и фонетику.
История из жизни: недавно ко мне обратилась женщина, которая живет в Нью-Йорке уже 5 лет, и имеет серьезную проблему — ее английский не понимают. Она считала, что проблема в грамматике. Но оказалось, что она все английские слова передает русскими звуками. То есть, фонетика на нуле. Из-за этого ее переспрашивают по несколько раз даже самые базовые фразы. Носители языка попросту НЕ СЛЫШАТ ее английский. Они ожидают услышать одни звуки, а им дают другие. В итоге, картинка не складывается, и слова не идентифицируются.
Запомните — мало знать английские слова, их нужно еще и правильно говорить.
Жизнь без грамматики …
Бытует мнение, что дети учатся без грамматики, мол, никто им правил не объясняет, но они все равно умеют говорить. Это так лишь на поверхности. Вспомните, сколько раз в детстве вас поправляли родители, бабушки, учителя, когда вы говорили что-то неправильно. В этот момент вы отрабатывали грамматику на практике.
О важности грамматики учителями сказало не мало. Без знания грамматики вы не сможете правильно строить предложения и употреблять нужные формы слов. В каждом языке грамматика своя, то есть, свои правила и принципы объединения слов в предложение. В русском они одни, в английском другие. И они НЕ СХОДЯТСЯ.
Если эти принципы нарушать, речь становится путанной, странной, непонятной. Я считаю сборники по английской грамматики настоящей палочкой-выручалочкой. Вам не нужно тратить десятки тысяч часов (мы уже знаем, откуда появилась эта цифра) на то, чтобы выуживать в речи повторяющиеся шаблоны. Это уже сделали за вас!
Любая книга по английской грамматике — вытяжка самых популярных разговорных шаблонов. Я не ошиблась. Грамматика — это и есть организованный в систему разговорный английский язык. И не вполне понятно, почему люди шарахаются от слова «грамматика».
Английский словарь
У нас есть грамматика, то есть шаблоны. Осталось вставлять туда, как в ячейки, подходящие слова. Любой взрослый человек продолжает пополнять словарь всю жизнь. Вспомните .как тяжело нашим бабушкам давались такие термины, как «смартфон», «андроид», «айфон», «куркод» и прочее. Но даже они справились, чтобы остаться в потоке жизни, а не застрять на «пикнике на обочине». Когда речь касается английского языка, учить нужно в разы больше, изучая за месяц сотни новых слов.
Без наличия достаточного вокабуляра вы не сможете выразить свои мысли, т.к. вам не будет хватать словарного запаса. Даже если грамматика будет хорошей, нужно чем-то наполнять разговорные шаблоны. Нужно в них помещать слова. Так что словарь пополнять обязательно. Но только умоляю, без списков слов, которые иногда могут сделать только хуже. Для комфортной речи хватит пары тысяч слов, но пользоваться им нужно мастерски. Где брать слова, смотрим в следующем пункте.
Не забываем о чтении
Чтение, помимо предоставления информации на разные темы, поможет познакомиться с новой лексикой и незаметно ее отрабатывать. Слова берутся из контекста. Это один из самых эффективных способов пополнения словаря. Дети именно так и учатся. Они слышат или видят в книге новое слово. Они пытаются догадаться, что это значит. И если не понимают, то обращаются за толкованием к взрослому. Начитанные дети всегда выделяются на фоне сверстников, которые «залипают в экранах», более сложной речью, богатым словарем, успеваемостью в школе.
Чем больше англоязычной информации вы через себя пропустите, тем лучше. Средняя скорость чтения взрослого около 250 слов в минуту. Средняя скорость чтения ребенка — примерно 80-100 слов в минуту. То есть за 1 час чтения взрослый человек пропускает через себя около 15 000 слов. Неплохо, правда. Даже если вы читаете на английском медленно, как ребенок, то это будет около 4000-5000 слов в час. Если вам не хватает слов, приучайте себя к регулярному чтению на английском!
Аудирование — понимание на слух
Аудирование — важный этап при обучении устной речи. Понимание речи на слух — это половина разговорного языка. Невозможно говорить, не понимая. Так что, прежде чем вы начнете передавать свои мысли на английском, сначала научитесь понимать услышанное. Если ваше понимание английского на полном нуле, то на YouTube уже есть записанный курс для «активации» понимания на слух. Начните с него.
Любой воспитатель вам скажет, что более развит тот ребенок, с которым говорят. Родители и бабушки-дедушки тренируют мозг ребенка, когда читают ему сказки — так они приучают его работать с аудио информацией и закладывают основы того, чтобы ребенок научился успешно коммуницировать с другими людьми..
Вам необходимо слушать английскую речь. И не беда, если у вас нет английской бабушки, которая почитает вам сказки. Для того, чтобы привнести англоязычную среду в свою жизнь, можно смотреть на английском фильмы, сериалы, YouTube каналы, слушать музыку. С развитием современных технологий стало возможно БЕСПЛАТНО и без помощи других людей окружить себя английским языком. Можно даже никуда не ехать. Конечно, живого диалога это не заменит, но вы хотя бы сможете выполнить ту необходимую часть подготовки к диалогу, которая требуется — вы научитесь слышать английский.
Что мы имеем в итоге?
Отчасти в том, что ученик хочет несбыточного, виновата реклама и маркетологи, которые берутся продавать то, в чем сами ничего не понимают. Красивые обещания разбаловали нас. Это «пряник», который хочется получить, желательно, без усилий. С другой стороны, мы имеем «кнут» в виде весьма травматичного опыта изучения английского языка в школе и университете, когда сидишь и долбишь упражнения в учебнике, и всё.
В статье я постаралась честно объяснить, что разговорная речь связана с разными навыками. И умение открыть рот и произнести слово — только один из них. Речь зависит от вашего уровня грамматики, и от лексики, и от фонетики. Люди не понимают и не разбираются в том, как учить язык. Отсюда требования: «хотим разговорный английский без грамматики, без усилий, и в короткие сроки». Но для этого и существуют учителя, репетиторы и методисты — чтобы помочь ученику осознать, какой путь ему предстоит, и помочь пройти его. It’s a long and interesting journey! Let’s get started!