Елена Вогнистая | Авг 29, 2023 | Учимся учиться (советы, методики, мотивация)
«Бытует мнение, что на уроках английского вредно использовать объяснения на родном языке ученика. И если учитель не умеет преподавать полностью по-английски, то он — не профессионал. Из-за этого многие учителя переживают и не знают, как поступать. Отказываться от первого языка на уроке полностью? Сводить его использование к минимуму (например, 10-20% объяснений на родном языке, остальное — на английском)? Использовать родной язык ученика столько, сколько требуется, чтобы было комфортно на уроке и ученики не испытывали стресс?» Поделюсь своим мнением, которое вызревало на протяжении десятков лет работы по самым разным учебникам и методикам. Начну с истории. Я знаю преподавательницу русского языка, как иностранного. Она обучает иностранцев с нулевыми знаниями русского языка (то, что называется beginners). Работать только на русском не получается. Специально для работы она выучила много терминов по грамматике и простых выражений на турецком и арабском (основной контингент ее учеников), хотя не знает этих языков. Работает она около 30 лет — и говорит, что без дополнительных объяснений на иностранном обойтись невозможно. Более того, иностранцы — турки и арабы — очень вспыльчивые и эмоциональные люди. Первый год, пока они входят язык, могут скандалить на уроке, потому что не понимают объяснений на русском. Но если давать подсказки на их языках, то делоначинает двигаться. Я изучила много материала о методиках преподавания английского языка. Среди методистов мнения разделяются. Одни уверены, что учить английскому можно только на английском. Другие не против использовать L1 (first language ученика). Есть мнение, что тему «никакого первого языка на уроке» придумали преподаватели англичане, которые никак иначе, кроме как по-английски, объяснять и вести урок не могут. Даже если это и правда, свою слабость они обернули в силу. Тезис «учить английский можно...
Елена Вогнистая | Май 14, 2022 | Учимся учиться (советы, методики, мотивация)
Многие слышали о том, что нужно учить английский по фильмам. И наверняка, многие из вас пробовали смотреть фильмы в оригинале. Вспомните, как вы смотрели свой первый фильм на английском? Какие мысли у вас были в этот момент? Думаю, что не ошибусь, если предположу, что вы подумали: «Англоговорящие актеры так быстро тараторят — ничего непонятно!» Почему вначале тяжело смотреть фильмы на английском? Дело в том, что «порог вхождения» в эту тему очень высокий. С непривычки, английская речь действительно кажется беглой, неэмоциональной и неразборчивой. Даже если вы отлично знаете грамматику, если у вас обширный словарь – без подготовки вам будет сложно разобрать в потоке речи что-то, кроме имен героев и пары базовых фраз. Я вспоминаю свой шок, когда я впервые смотрела фильм на английском: после десяти лет изучения языка я не поняла почти ничего. Сказать, что мне было обидно и досадно – не сказать ничего. Может быть, не стоит мучить себя? Может быть, можно обойтись без фильмов? Почему важно смотреть фильмы на английском в оригинале Английские фильмы – этот тот инструмент, который сможет стать альтернативой англоязычной среды. Фильмы на английском помогут вам натренировать навык понимания английского на слух. Также кино — это поставщик актуальной и современной английской лексики, то есть слов, устойчивых выражений, разговорных фраз. Ведь каждый фильм – это слепок жизни общества. Чтобы узнать, как сейчас, на момент прочтения статьи, звучит современный британский или американский английский, достаточно посмотреть любой недавно вышедший фильм или сериал о современном мире. И это намного дешевле и проще сделать, чем купить билет и полететь в Америку или Англию. К слову сказать, даже если вы уже находитесь в языковой среде – это еще не значит, что...
Елена Вогнистая | Июл 1, 2021 | Учимся учиться (советы, методики, мотивация)
Благодаря современным технологиям появился отличный метод, как «натаскать» свою английскую разговорную речь и понимание на слух. Этот метод работает, даже если у вас нет учителя или англоговорящего собеседника. Все, что вам нужно — это доступ в интернет и всем известная программа google translate. Она есть в виде приложения на смартфоне или в браузере на компьютере. Суть тренировки: Вы говорите вслух английское предложение, включая режим «микрофона» в Google Translate. В этом режиме программа «захватывает» вашу речь. Интересно то, что русский акцент в английском будет очень трудно понять. Ваша задача — хорошо выговаривать. Когда робот понял и услышал именно то, что вы хотели сказать – дело сделано. Для закрепления прослушайте озвучку от робота и еще раз повторите вслух свой текст. Получается бесплатный репетитор-носитель языка. При этом нет ощущения, что ты учишься. Скорее играешь во что-то. В зависимости от акцента адрес переводчика будет разным: https://translate.google.ca/ — Американский, канадский акцент https://translate.google.com/ — Британский акцент Перейдите по ссылкам и прослушайте, в чем отличие по звучанию на примере простой фразы “Mark is happy.” Алгоритм тренировки 1 Если не можете сочинять предложения сами, то берите любой английский текст небольшого объема. На старте лучше брать тексты с короткими фразами, либо списки популярных фраз (разговорники). Не обязательно даже понимать этот текст. Надиктовывайте текст google переводчику по 1 предложению. 2 После 5-10 попыток произнести английское предложение правильно, переводчик вас поймет. 3 Когда переводчик написал именно то, что вы сказали, включайте озвучивание текста. И повторяйте то, что слышите. 4 В соседней колонке видно перевод текста на русский. Благодаря этому вам понятно, о чем конкретно идет речь в тексте. 5 Важно говорить сразу все предложение, или хотя бы до запятой, чтобы...
Елена Вогнистая | Мар 19, 2021 | Учимся учиться (советы, методики, мотивация)
Уже около трех десятков лет мы с вами являемся свидетелями борьбы между «коммуникативной» методикой и «грамматико-переводной» методикой преподавания английского. Обучая людей английскому языку, я использую симбиоз, а порой весьма глубоко ухожу в грамматико-переводную методику. На что имею свои причины. Если вы готовы поразмышлять со мной над реалиями и трендами в изучении английского, уделите 10-20 минут данной статье и оставьте свое мнение в комментарии. Краткая справка Коммуникативная методика (КМ) Грамматико-переводная методика (ГПМ) бесструктурное изучение иностранного языка непосредственно в разговоре (обратите особое внимание на слово «бесструктурное»). На уроке вы постоянно работаете с аудио материалами от носителей языка, преподаватель все объясняет на изучаемом языке и всячески побуждает вас к разговору. Этот метод позволяет быстро освоить простые разговорные фразы и уже с первых уроков убрать «языковой барьер». Учебники обычно ярко проиллюстрированы и больше напоминают журналы, а не учебные книги. Также, эта методика веселая, ведь вам не нужно изучать грамматику, заниматься переводами длинных текстов и зубрежкой. Этот метод очень хорошо зарекомендовал себя с детьми. «классическая» методика изучения иностранного языка, где в основе лежит освоение его структуры, и идет отстройка от родного языка ученика. На уроках необходимо изучать правила иностранного языка, делать переводы, работать с текстами и аудио материалами. Эта методика не дает скорых результатов, но позволяет заложить крепкую основу (framework) для уверенного пользования иностранным языком. Если вы претендуете в последствии на высокое знание иностранного языка и планируете сдавать серьезные международные экзамены, то вам следует обратить внимание на эту методику. В своей работе я практиковала обе методики, и пришла к тому, что идеальный результат получается при их симбиозе или слиянии. К сожалению, в последние десятилетия из ГПМ сделали своеобразное «пугало». Выпячиваются все негативные стороны данной...
Елена Вогнистая | Янв 5, 2021 | Учимся учиться (советы, методики, мотивация)
Здравствуйте, друзья! Если вы начинаете учить новый язык с нуля, то вам рано или поздно потребуется учитель, даже если речь идет о языке, родственном вашему родному. Самостоятельное изучение языка, самодисциплина и личная инициатива – это, конечно, важно и нужно. Ведь главное, что вами, как учеником, движет – это стремление узнать что-то новое и научиться новому. Но также вам нужен человек, который бы, условно говоря, смог провести вас через тернии к свету знаний. Вам нужен человек, который понятно бы объяснил, как все это работает. Именно поэтому для многих учеников самоучитель на начальном этапе — это не выход. Особенно самоучители, в которых русскими буквами написаны «иностранные» слова. Сейчас можно частично компенсировать отсутствие учителя, если смотреть уроки на YouTube, но и тогда вам нужен будет хороший учитель. Но кто же такой этоn «хороший учитель»? В статье я собрала несколько признаков такого учителя. 1. Хорошая подача материала Присмотритесь к своему учителю. Если то, что и как он говорит, не вызывает у вас дискомфорта, то это тот, кто вам нужен. Здесь мы говорим о комфорте во время учебы. Если вы напряжены, или учитель вызывает у вас напряжение – это не то, что вам нужно. Учитель не должен выжимать из вас все соки. Через пару уроков у вас начнет формироваться отторжение, даже если вам рекомендовали этого человека, как «сильного учителя». Вам необязательно трястись над каждой ошибкой и думать: «А вдруг я чего-то не пойму…? Какой ужас! Вдруг я что-то забуду…?!». И учитель не доложен формировать у вас «страх ошибки». Во время занятий вы должны оставить все эти тревоги, просто слушать и выполнять задания. Для выявления ошибок и нужен учитель — он направит вас своей твердой...
Елена Вогнистая | Окт 7, 2020 | Английский для детей, Учимся учиться (советы, методики, мотивация)
Слова – это основа любого языка. Любой язык состоит из слов. Но не всегда удается учить их легко и просто. Есть люди, которые запоминают быстро, а есть те, кому надо повторять, зубрить, снова повторять, и все равно запоминается не все и не всегда. В статье вы найдете рекомендации и советы о том, какие способы заучивания английских слов хорошо работают, особенно, с детьми. Но эти советы можно использовать и со взрослыми учениками. Итак, что делать, если слова пролетают мимо ученика и совсем не задерживаются в голове? Важно не винить ученика, не считать его «тупым» или «глупым». У каждого свои способности и склонности. Наша задача, как учителей – активизировать память, включить ее и настроить на запоминание информации. Конечно, скорость усвоения материала индивидуальна. Но если ученик не имеет явных интеллектуальных отклонений, то он при правильном подходе вполне может запоминать несколько новых слов во время урока. Карточки Этот способ стар, как мир. Мы все, когда еще сами были учениками, проходили через него. Многие родители, которые начинают учить своих малышей, интуитивно используют наглядные материалы, то есть, книжки с картинками, наборы карточек, придумывают к ним нехитрые задания. Самое простое из них: показать на изображение и назвать это каким-то словом. Потом нужно попросить повторить это слово. Далее вы многократно возвращаетесь к этим картинкам и добиваетесь того, чтобы ребенок все запомнил. С этим заданием по силам справиться абсолютно любому ребенку, даже со средними способностями. Варианты с карточками можно расширить. Например, можно использовать игры: «Что пропало», «Что лишнее», «Мемори» и т.д. Эти игры основаны на том, что вы выкладываете рядо карточек, а потом задаете вопрос, ответом на которое будет одно какое-то слово. Можно собирать слова из букв, как...
Елена Вогнистая | Сен 22, 2020 | Живой английский, практика, Учимся учиться (советы, методики, мотивация)
Очень часто к учителю по английскому приходит ученик с запросом «Мне не нужна грамматика, я хочу быстро подтянуть разговорный английский» . В основном, это ученики с начальным уровнем знаний, подростки или взрослые. Помимо того, что они хотят заниматься без грамматики, они обычно попросят одного и того же — подтянуть их разговорный английский за пару месяцев. Хотелось бы сразу сказать, что ни один профессионал не станет обещать вам невыполнимое. Разговорный навык — это довольно непростой процесс, на который уходит немало времени. Да, в рекламе типа «Разговорный английский за месяц» все звучит круто и привлекательно. Но на то она и реклама. Реклама продает вам то, чего вы желаете. Она продает вам мечты и эмоции. А многие желали бы заговорить на английском совсем без усилий. Если абстрагироваться от несбыточного и фантастического, то вот что мы имеем в сухом остатке. Разговорный язык — это, что называется, высший пилотаж при изучении языка. Даже маленькие дети, которые «учат язык в среде без грамматики» и на которых так любят ссылаться маркетологи, сначала учатся понимать. И лишь потом они начинают говорить. То есть как минимум, для достижения разговорного навыка нужно пройти две стадии: сначала научиться слушать, потом научиться объясняться. На это уходит много времени, не менее года. Но, справедливости ради, дети от природы обладают таким высоким уровнем обучаемости, что могут и за пол года совершить внушительный рывок в изучении языка. Но даже ребенок, который понемногу заговорил на иностранном языке, продолжает еще много лет работать над дикцией и качеством речи, куда входит как грамматика, так и словарь. Сравните речь пятилетки и десятилетки и подумайте о том, какая за эти пять лет была проведена работа над языком. Подсчет и реальные...
Елена Вогнистая | Июн 10, 2020 | Учимся учиться (советы, методики, мотивация)
Ко мне, как к опытному учителю английского, часто обращаются с вопросами о том, как учить английские слова. Например: «Елена, сколько слов в неделю вы считаете нормальным объёмом для усвоения?» С моей точки зрения, здесь подход изначально неверный. Итак, вы учите вы список слов. Но что вы с ним будете делать дальше? Сам по себе список не слишком полезен. Чтобы была польза, нужно к словам обязательно добавлять грамматику. Ведь грамматика, как «оправа»- помогает словам «заиграть» в предложении, будто самоцветам. Думаю, я не открою Америку, если скажу, что переводить с английского на русский не очень легко. А все потому, что одно и то же слово может иметь несколько значений. Стало быть, нужно знать все основные значения слов из вашего списка. Слово имеет 2 формы: устную и письменную. То есть, нужно уметь опознавать как письменную, так и звуковую форму. В речи не все слова произносятся с сильным смысловым акцентом. Это значит, что нужно уметь определять на слух как сильную позицию, так и слабую. То есть, когда американец в беглой речи вместо трех слогов говорит один — это тоже нужно услышать! Наконец, слово может быть частью устойчивого выражения, где его значение угадать невозможно, если не знать этого выражения. В английском языке таких выражений очень много, они называются идиомы, крылатые выражения или collocations. Приведу пример, чтоб не быть голословной. bite — кусок Those dogs bite. — Эти собаки кусаются. (поменялась часть речи) Let’s grab a bite. — Давай перекусим. (а не «схватим кусок», идиома) Надеюсь, я убедила вас в том, что заучивание слов без контекста — это почти то же, что заучивание отдельных примеров по математике без понимания сущности математических операций. Я не сторонник...
Елена Вогнистая | Май 26, 2020 | Учимся учиться (советы, методики, мотивация)
Часто люди учат иностранный язык долго, усердно, но безрезультатно. Почему же так происходит? Дело в том, что они нарушают главный принцип учебы — УЧИТЬСЯ НУЖНО В СИСТЕМЕ. Пугает слово «система»? Замените его на «план» или «путеводная карта» (road map). Без системы учиться трудно и малоэффективно. Это как собирать пазл на 10000 деталей, не имея перед глазами картинки, которую собираешь. Изучая язык, мы работаем по нескольким направлениям. Есть 4 языковые компетенции (или составные части) языка. Это те умения, связанные с языком, что мы у себя развиваем: речь — умение высказать мысль на английскомпонимание на слух — умение понять услышанноечтение — работа с текстомписьмо — выражение мыслей в письменном виде Многие хотят разговорный английский. Но что есть разговор? Разговор — это одновременно и понимание на слух, и умение конструировать предложения быстро. За конструирование отвечает грамматика. На шаблоны из грамматики мы «нанизываем» слова. На слух мы умеем опознавать эти шаблоны, а по звуковым сочетаниям мы понимаем слова, которые нам говорят. Итак, разговорный английский — это сочетание нескольких умений: говорить, понимать услышанное, грамматика. Прочитайте интересную статью «Английский на слух — не мистика, а практика«, которая поможет прояснить многие моменты, связанные с английским аудированием — пониманием на слух. Если говорить о всех четырех навыках, то навыки (компетенции) либо помогают нам принять информацию, либо помогают ее передать. Работа с письменным английским — это самое простое, что может быть на данный момент, в 21м веке. Так как сейчас нам в помощь электронные переводчики: google translate, yandex переводчик, deepl и другие. Также компетенции делятся на активные и пассивные. Диалог (ваша речь + понимание на слух) — это активная работа. Под работой я понимаю работу мозга, работу слуха, голосовые связки,...
Елена Вогнистая | Янв 28, 2020 | Учимся учиться (советы, методики, мотивация)
Сейчас английский очень популярен среди взрослых людей. Знание английского – признак успешного и образованного человека. Поэтому все больше людей, которые не успели выучить английский в школе и институте, приступают к его изучению в 25-35 лет и даже позже. Когда спрашиваешь человека, зачем ему английский, то чаще всего слышишь 3 ответа. Английский нужен для работы Английский нужен для общения и туризма. Английский нужен для того, чтобы смотреть сериалы и фильмы в оригинале. Эти 3 мотива всегда на поверхности, если мы говорим о взрослых. Но если покопаться в деталях, то всё намного интереснее. Более того, многие люди уверены, что учат язык по перечисленным выше причинам, но, на самом деле, учат его по иным соображениям. Но когда не понимаешь до конца, зачем ты что-то делаешь, то рано или поздно хочется бесполезное и трудное занятие бросить. Что люди и делают😓. Понимая свою истинную мотивацию, вы быстрее достигнете результата и не бросите учить английский на полпути. Давайте попробуем детально разобраться в причинах изучения английского. Если вы нашли свою ИСТИННУЮ мотивацию, обязательно поделитесь инсайтом в комментариях. 8 популярных причин, зачем люди учат английский 1 Многим, но далеко не каждому, нужен английский, как инструмент общения. Такие люди быстро делают прогресс, и уже через полгода могут полностью перейти на английский. На совершенствование речи, конечно, уйдет много месяцев и даже лет. Но факт: когда человеку очень нужно и очень хочется, он быстро может заговорить на иностранном языке. Дело не в чудо-методике, а в самом человеке. 2 Кому-то нравится смотреть сериалы, фильмы, песни слушать. Они хотят понимать, о чем говорят любимые герои, поют любимые певцы. Для таких людей английский — это хобби. Уметь говорить на английском не принципиально. Важно —...